СТО ДНЕЙ БЕЗ ЗАРПЛАТЫ

Отчаявшись получить зарплату, которую она не видела три с лишним месяца, Надежда Жабина, преподаватель одной из бийских школ, объявила голодовку. А что оставалось? Как ей прокормить восьмилетнего сынишку и больную мать? На четвертый день протеста Надежде выдали чуть больше восьмисот рублей. Ее коллегам из 43 школ города не досталось и такой скудной зарплаты. Поэтому они решили: если до 15 января с ними полностью не рассчитаются - будут бастовать.

- Не только в Бийске - во всем крае учителя находятся в критическом положении, - сказал председатель Алтайского комитета профсоюзов работников образования Леонид Ивановский и показал перечень из 18 районов, где педагоги по два и более месяцев работают без зарплаты.
Но, по заверению правительства РФ, трансферты из Москвы идут - куда же деваются учительские деньги? Руководитель комитета администрации Алтайского края по образованию Геннадий Зырянов, горько вздохнув, заявил, что во всем повинен закон о местном самоуправлении. Мол, прикрываясь им, власти на местах "крутят" бюджетные деньги по своему усмотрению.
- Вот уголь в два раза подорожал, - просвещал Геннадий Петрович. - У районов не оказалось средств, чтобы запастись им в достатке. Потому брали из тех, что предназначены на зарплату врачам и учителям.
На другой день вместе с сотрудником краевого профсоюза Александром Ивановым мы отправились в самый "критический" Шелаболихинский район. Здесь, например, в Инской школе учителям не платят с сентября прошлого года.
Разговор с преподавателями Шелаболихинской средней школы проходил под легкий парок, валивший изо рта. Кутаясь в шубы, мы сидели в самом теплом кабинете школы.
- Последний раз нам зарплату выдали вовремя, когда выбирали президентом Ельцина, - вспоминали светлые дни собеседники. - А так постоянно просят подождать. Мол, сейчас деньги нужны на уголь. А где же этот уголь, когда без пальто в классах невозможно заниматься?
- Говорят о необходимости повышения квалификации. А ехать на курсы в Барнаул приходится за свои деньги. Вот и думаешь: то ли кабанчика колоть да на вырученные деньги ехать учиться, то ли сидеть неучем...
- По телевизору твердят о стабилизации в России. Или мы в другой стране живем?
- Больно смотреть на коллег, - сокрушается директор школы Людмила Давыдик. - Некоторые ходят на работу в обносках. О каком качестве преподавания можно говорить, если математик ведет химию, а физик - историю? Пару лет назад в Шелаболиху приезжали корреспонденты из "Вашингтон пост". Так они никак не могли понять, с какой целью учительская семья занимается разведением поросят. Им невдомек, что на вырученное от продажи мясо учителя смогут некоторое время продержаться. Так и уехали американцы, лишний раз убедившись, что умом русских не понять...
В сельской школе отыскался любопытный документик. На запрос уставших ждать свою зарплату учителей Шелаболихи некий правительственный чиновник официально им отвечает, что "задолженность в Алтайском крае по заработной плате составляет 0,08 процента фонда месячной оплаты труда, что значительно меньше, чем на других территориях... " Вас это утешило бы? Что-что, а отчитываться и отписываться чиновники умеют исправно. Отговорки у них наготове.
Руководитель финансовой службы районной администрации Иван Иванов, не моргнув глазом, заявил, что виной всему краевые власти, которые недодают району положенного.
Возвращаемся назад. Татьяна Киреева, курирующая бюджетную сферу в краевом комитете по финансам, возмутилась подобным заявлением:
- Все деньги бюджетников краевые власти отдают на места.
А как и почему там возникают проблемы с выплатами, ей не известно. Хотя порой районные главы администраций действительно допускают нецелевое использование средств, предназначенных для выплаты зарплаты бюджетникам. Что касается Бийска, то, пояснила собеседница, вся надежда на очередной трансферт из Москвы, которого хватит для погашения месячной задолженности.
- Но как быть с остальными учителями?
- Деньги должны изыскивать местные власти, - вздохнула Татьяна Петровна.
Казалось бы, отрадный факт: с 1 января зарплата учителей и других работников бюджетной сферы увеличилась на 20 процентов. Но что это значит? Например, оклад по высшему для учителя разряду раньше составлял 702 рубля, а теперь он поднимется до 720 рублей. И что толку в правительственных постановлениях, если на местах они все равно не выполняются? Повышается зарплата или понижается, десятки тысяч педагогов страны месяцами не получают заработанного.