Пока президент Киргизии провозглашал принципы независимости, в столице проходил марш за свободу слова
В ходе первого Курултая киргизского народа президент республики произнес духоподъемную речь, сделав упор на традиции и защиту суверенитета республики. Народный курултай выдает рекомендации по направлению общественного развития, кадровым вопросам, составу Совета правосудия и другим актуальным пунктам повестки. Но пока глава государства провозглашал принципы независимости, в Бишкеке проходил марш за свободу слова в республике. Парадокс? Ведь сам президент Жапаров пришел к власти в свое время на волне протестов.
Поводом для нынешнего марша послужили действия местных властей по блокировке интернет-сайта киргизского филиала «Радио Свобода» * «Azattyk Медиа» (выполняет функции иностранного агента). Президент «Радио Свобода» Джейми Флай тут же заявил, что «попытки заткнуть рот независимым средствам массовой информации – это авторитарная практика, которая подрывает демократию в Кыргызстане». К нему поспешили присоединиться представитель Госдепа США Нед Прайс и спецпредставитель Евросоюза по правам человека Имон Гилмор, разделившие возмущение действиями официального Бишкека. Конечно же, Флай усмотрел за закрытием сайта «руку Москвы».
Такая нервная реакция вполне объяснима: до недавнего времени эти господа чувствовали себя неприкасаемыми на центральноазиатском «островке демократии». Спокойно размещали на своем ресурсе антироссийскую пропаганду, подвергали резкой критики власти Киргизии за ее участие в ЕАЭС и ОДКБ. Главная цель такой «аналитики» – рассорить Бишкек с Москвой. Все попытки президента Садыра Жапарова работать с Россией выдаются за вопиющий отход от принципов демократии.
А тем временем в Бишкеке практикуются позорные «языковые патрули», которые возглавила прозападная деятельница Бурулкан Усманалиева. Ее готовили сначала в США по программе обмена, а потом в Американском университете Центральной Азии в Бишкеке и в Центрально-Европейском университете в Будапеште – вотчине Джорджа Сороса. Набравшись передового опыта, Усманалиева встала на защиту киргизского языка и самобытности от «русского колониального влияния». Местные националисты действуют по схеме мовных патрулей, давно опробованных на Украине.
В октябре власти Киргизии столкнулись с серьезной попыткой внешних сил сорвать ключевое соглашение с Ташкентом по границе. Как только был создан «стихийный» комитет поддержки Кемпир-Абадского водохранилища, в интервью агентству «Кабар» президент Садыр Жапаров заявил: в органах власти есть информация о том, кто стоит за митингами и шествиями по Кемпир-Абаду. 26 человек были задержаны по обвинению в подготовке к массовым беспорядкам. Целый ряд правозащитных гигантов, таких как Международное партнерство по правам человека (IPHR), Всемирная организация против пыток (OMCT), Хельсинкский фонд по правам человека (HFHR), «Свобода сейчас» (Freedom Now), распространили заявление с требованием немедленно освободить задержанных политиков и активистов. Давление было нешуточным, но Бишкек проявил твердость.
Садыр Жапаров по сути предотвратил раскручивание украинского сценария. Парламент ратифицировал соглашение с Узбекистаном, касающееся общих границ. Трудное соглашение по Кемпир-Абаду и прочим кыргызско-узбекским спорным объектам имеет огромное значение как для обоих соседей, так и всего региона. Это один из немногих примеров быстрого и решительного урегулирования проблем в двусторонних отношениях между республиками ЦА. Президент обеспечил Кыргызстану спокойное существование, не оглядываясь на окрики НПО и западных доброхотов.
После публикации явно ангажированных материалов теперь уже о киргизско-таджикском конфликте на границе на сайте «Azattyk Медиа», вопросы к ресурсу возникли в администрации президента Киргизии. Недавний либерал, Садыр Жапаров пришел к выводу, что наступило время «прикрутить гайки», ибо впереди замаячил призрак очередной цветной революции. Несмотря на свою многовекторность, Бишкек продемонстрировал Вашингтону недовольство вмешательством во внутренние дела Киргизии. И подтвердил, что республика намерена развивать добрососедские отношения с Россией во всех сферах – от безопасности до экономики.
По оценке президента Киргизии, Россия остается ведущим торговым партнером республики: в 2021 году товарооборот вырос на 46%. Несмотря на пандемию и санкционное давление, Москва продолжает оказывать Бишкеку экономическую поддержку. В крайне трудных условиях российские специалисты осуществляют техническое содействие при стихийных бедствиях. На эти цели выделены полтора миллиарда рублей для приобретения пожарной и вертолетной техники в России.
На данном этапе, несмотря на осложняющие факторы международной обстановки, верна констатация Владимира Путина о том, что «отношения России и Киргизии вышли на уровень стратегического партнерства». Сохранить их сегодня задача непростая, но реализуемая.