«Прав-то нету»: большинство россиян выступили за изменение Конституции

Исследование лишний раз подтвердило растущий запрос на справедливость и перемены

68% сограждан поддержали пересмотр Конституции и внесение в Основной закон правок, утверждают социологи ФОМ. Исследование проходило с 30 ноября по 1 декабря, в нём приняли участие 1,5 тысячи респондентов. 

Для сравнения: в 2018 году за изменение Конституции высказались 66%, а в 2013 – 44%. Соответственно, за сохранение Основного закона в неизменном виде выступили 17%, в 2018-м таких было 20%, а в 2013-м – 25%. Затруднились ответить в свежем опросе 15%, в прошлогоднем – 14%, а в исследовании 2013 года таких было 31%. В 2019 году Конституцию назвали хорошей 54% (против 53% в 2018-м и 48% в 2013-м). Плохой она кажется 22% граждан (21% в 2018-м и 18% в 2013-м). 
 
Увеличилось число тех, кто считает Конституцию формальностью. Если в 2018 году так отвечали 46%, сегодня так думают уже 47%. В прошлом и текущем годах 43% россиян предположили, что Конституция всё-таки определяет жизнь общества. 
 
Основной закон на деле не помогает защищать гражданина, считают 47% респондентов. С ними не согласны 43%. Больше половины (51%) признались, что не знают главные положения самого документа, похвастаться этим смогли 46% опрошенных. При этом 59% текст читали, а 40% его не читали.  
Большинство (56%) полагают, что Конституцию нужно периодически пересматривать. Это самый высокий показатель за последнее время: в прошлом году так считали 54%, а в 2013-м – 48%. При этом 31% выступил за пересмотр Основного закона лишь в исключительных случаях. В прошлом году так думали 34%, а в 2013-м – 29%. 

 

«Больше красного!»

Из тех, кто хотел бы пересматривать Конституцию, большинство (6%) поддержали нововведения социального толка. «Желательно, чтобы по социальной защите больше гарантий», «Все для обычных людей и улучшения их жизни»: подобные реплики слышали социологи. 
 
5% хотели бы повышения уровня жизни. Люди говорили о «стабильной, хорошей зарплате», заметном повышении пенсий, прожиточного минимума. 
 
По 3% опрошенных считают возможным внести правки, гарантирующие улучшение качества медицины и образования, как и прежде, они должны оставаться бесплатными. Также шла речь о защите прав «простого человека», «как в Америке». «Прав-то нету», утверждали некоторые респонденты. 
 
По 2% выступили за отмену повышения пенсионного возраста, ужесточение наказаний за коррупцию и даже за введение смертной казни. 
 
2% также поддержали регулирование цен «сверху», чтобы снизить темпы удорожания важных товаров и услуг. Столько же выступили за реальное расширение прав на митинги и другие собрания, за ограничение довольно широких полномочий президента. Звучали предложения: «Не более двух сроков вообще», «сократить срок президентских полномочий и Федерального собрания до четырех лет», а также дать возможность парламенту сильнее влиять на исполнительную власть. 
 
По 1% выступили за изоляцию страны (независимость от иностранного финансового сектора, отмена приоритета международного права), поправки по теме обеспечения доступным жильём, усиление ответственности чиновников за свою работу, а также за расширение возможностей для самообороны.  

В то же время 35% желающих изменить Конституцию не смогли сформулировать какие именно правки необходимы. 
 

Перемены как ценность

Исследование показало запрос на перемены, и прежде всего – социальные. «Уровень удовлетворенности социальным положением у людей снизился, особенно после пенсионной реформы, соответственно, вырос запрос на изменение социальной ситуации», - сказал РБК заведующий аналитическим отделом ФОМ Григорий Кертман. Судя по цифрам 2013 года, сегодня запрос на перемены крепче запроса на стабильность, говорит аналитик.
 
Проблема вообще не в Основном законе, но в растущем запросе на перемены, считает политтехнолог Петр Быстров. Неслучайно 35% респондентом не определились с конкретными правками в Конституцию: зато люди чётко понимают, что изменения назрели. Впрочем, россиян мало волнуют политические конструкции. Главное, чтобы появились пути для решения проблем повседневности: зарплат, пенсий, образования, здоровья, рассуждает эксперт.
 
«Большинство граждан не знает содержания Конституции, ее основных положений, но при этом ощущает, что она развивается не в правильном направлении, поэтому и кажется, что нужен новый план как залог смены курса», - приводит НСН слова руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачёва. Для авторитарных и гибридных режимов типа российского транзит власти не рутина, но всегда головная боль. Чиновники не будут «копать глубоко», и, опираясь на подобные опросы, попытаются где-то поменять Конституцию. Правда, сугубо в своих интересах. Но если «копнуть чуть поглубже», дело окажется вовсе не в транзите, а в усиливающимся недовольстве людей общественно-политическим и экономическим строем, полагает Калачёв. 
 
«Людей беспокоят проблемы с пенсиями, разрыв между богатыми и бедными, медицина. Все это должно было развиваться после принятия Конституции, но этого не произошло», - сказал URA.RU один из авторов Основного закона, заслуженный юрист России Игорь Безруков. Конституцию трогать не надо, однако не мешает привести многочисленные законы в соответствии с ней, считает юрист. Конституция не может выступать в качестве кодекса законов. Она лишь определяет общие параметры: какое перед нами государство, как в нём устроены ключевые стороны жизни. 
 
От хорошей жизни народ не думает о смене Основного закона, говорит бывший председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов. Люди ощущают «полное банкротство» правящего класса, и это ключевой вывод опроса. На деле Конституцию, скорее всего, не поменяют, полагает политик.

Здесь нужно напомнить про другой опрос. По сравнению с летом 2017 ода число граждан, выступающих за «полномасштабные» перемены выросло с 42 до 59%, утверждали осенью социологи Левада-центра. Звучат как требования об изменениях во власти, так и пожелания перераспределения доходов в пользу большинства. 

Отметим, в июле спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил наделить нижнюю палату парламента дополнительными полномочиями и отразить это в Конституции. Дума должна участвовать в формировании правительства, считает спикер. Сейчас при формировании кабмина президент опирается на представления премьер-министра. Многие политологи справедливо видят в инициативах Володина попытки укрепить свои аппаратные позиции.

В прошлом году глава Конституционного суда Валерий Зорькин допустил «точечные» изменения в Основной закон. По мнению Зорькина, в Конституции существует перегиб в сторону исполнительной власти, а полномочия президента и правительства в достаточной мере не разграничены.

Напомним, Основной закон России приняли 12 декабря 1993 года почти сразу после кровавого разрешения конституционного кризиса: силы президента Бориса Ельцина при помощи оружия разогнали Верховный Совет РФ и его сторонников. Система советов окончательно прекратила своё существование.