Самый последний портрет поэта демонстрируется в его мемориальной квартире
В одном из самых литературных мест Петербурга, в Музее Н.А. Некрасова, состоялось открытие выставки одной фотографии — последнего прижизненного изображения поэта, сделанного здесь же. Снимок, выполненный уже известным в ту пору фотографом Вильямом Карриком, сделан по просьбе И.Н. Крамского. С помощью именно этой фотографии художник завершал знаменитую картину «Некрасов в период «Последних песен». И было это 140 лет назад.
«Фотография выглядит выцветшей. На самом деле это не так. Собственно, сеанс этого фотографирования в феврале 1877 года был непростым процессом. В Петербурге в такую пору темно. Никакого искусственного освещения тогда еще не было. Фотографу пришлось выдерживать долгую экспозицию, чтобы снимок получился. Поэтому он изначально был бледным», — рассказывает хранитель фондов Музея-квартиры Ольга ЗАМАРЕНОВА, демонстрируя фотографию корреспонденту «Труда».
Она напомнила, что родственники Некрасова были против того, чтобы Крамской писал тяжелобольного поэта в постели: «Его даже в халате нельзя себе представить». А Некрасов в ту пору уже не вставал. И Крамской искал возможность написать портрет великого русского поэта, который не мог позировать и десяти минут в день. Поэтому фотография была необходима.
Сегодня она экспонируется в мемориальной квартире на Литейном, 36. Место легендарное, что ни говори: здесь еще в XVIII веке Державин написал свою «Оду Фелице», здесь уже в XIX веке бывал Антон Дельвиг, потому что в этом доме жила его невеста, а позднее здесь жил Одоевский. Но именно когда тут поселился Некрасов, этот дом стал центром литературной и общественной жизни, где бывали Достоевский, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Тургенев. Корней Чуковский как-то писал, что если бы в этой гостиной обвалился потолок, то не было бы русской литературы. А вот после смерти Некрасова здесь жил Павел Яблочков, и тогда эта квартира стала первой в Петербурге, которая была освещена электричеством. Народ сбегался на улице посмотреть на такое диво...
Бывая в этом доме сегодня, понимаешь, что Некрасов, как никто другой, требует не зашоренного подхода. Стоит только приблизиться к этому выдающемуся явлению русской культуры, как утрированная идеологическая конструкция о печальнике народного горя рушится сама собой: нищий поэт, редактор самого популярного в стране журнала, охотник, спортсмен, игрок, удачливый предприниматель, к концу недолгой жизни — миллионер. Куда там пресловутой американской мечте! Вынужденный в начале своей карьеры ради заработка писать на рынке прошения для неграмотных крестьян, Николай Алексеевич сочинял тогда же и критические отзывы на свои собственные драматические произведения. В одном из театров шла его пьеса «Тайна матери», и Некрасов пишет рецензию, которая начинается словами: «Тайна матери» для нас не тайна»...
Некрасову тесна та узкосоциальная роль, которую его творчество выполняло в советский период. Да, своими прославленными портретами ему обязаны русские женщины, русские дети, он знал, кому на Руси жить хорошо. Но знал и что «люди холопского звания — / Сущие псы иногда: / Чем тяжелей наказания, / Тем им милей господа». Нет, не втискивается его творчество в идеологические клише, Некрасова нужно читать заново. И тут подлинный дом поэта со множеством мемориальных вещей призван сыграть особую роль. Именно здесь писательство стало профессией, а журналистика — предпринимательством, и с тех пор центры литературной жизни из салонов перетекли в редакции журналов. Через три года, в 2021 году исполнится 200 лет со дня рождения классика русской литературы. Чем не повод для возобновления традиций XIX века, когда дом Некрасова был центром интеллектуального притяжения не только Петербурга?
Музей намерен возобновить «Некрасовские пятницы» и «Панаевские вторники» с участием известных историков, писателей, журналистов, философов. Уже один только недавний круглый стол «1917 год в недрах «Современника», где были подняты проблемы преемственности некрасовского журнала и революции, прекрасно иллюстрировал разногласия в нашем обществе, обострившиеся, как и полагается, осенью, на этот раз в столетнюю годовщину русской революции. Но помимо поклонников «поэзии прямого действия» многогранная фигура Некрасова соберет на Литейном и художников разных направлений, и любителей охоты, и педагогов, и детей. А фонды мемориального музея неисчерпаемы и давно ждут новых экспозиций. Юбилейный марафон — 2021 только начинается.