Сегодня завершается фестиваль документального кино «Артдокфест». А 10 декабря откроется «Сталкер» - его старший брат
Сегодня в столичном кинотеатре «Октябрь» подведет итоги «Артдокфест» — масштабный фестиваль документального кино. В его рамках было показано 158 фильмов, в том числе 22 конкурсных. Жюри под председательством знаменитого драматурга Александра Гельмана вручит награды создателям трех лучших лент. Но один из главных итогов «Артдокфеста» уже очевиден: миф о том, что документальное кино умерло и его с успехом могут заменить телерепортажи, рухнул в течение минувшей недели, насыщенной просмотрами, очередями в кассу, битвами за лишний билет.
Невероятно, но факт: огромный зал на 1500 мест в главном кинотеатре страны был полон на всех топовых сеансах. Аншлаг случился в первый же фестивальный день, когда президент «Артдокфеста» Виталий Манский устроил российскую премьеру своего фильма с щемящим названием «Родные».
Кино и в самом деле рассказывает о родных для Манского людях. О матери, тетках, дядьях, племяннице, еще о каких-то близких и дальних родственниках, которых судьба разбросала по всей Украине: от Львова, где родился режиссер, до Киева и до самых окраин Незалежной. События последних лет — присоединение Крыма, война на Донбассе — развели родных людей по разные стороны баррикад, они не могут докричаться друг до друга. Об этом болезненном расколе некогда крепкого семейного лада и рассказывает двухчасовой фильм, который смотрится как захватывающий психологический триллер.
В свое время министр культуры Владимир Мединский отказал Манскому, человеку либеральной репутации, в финансировании этого проекта, видимо, опасаясь нежелательного политического подтекста. Режиссер в ответ привлек немецких, эстонских, латвийских, украинских продюсеров и фильм снял. Он уже с успехом идет на европейских экранах, но его можно и нужно показывать и в России! Манский не политикан. Он не навязывает зрителям оценок, а как чуткий художник старается услышать всех участников свершающегося на наших глазах семейного и, увы, межгосударственного раскола. Что делает фильм ценнейшим художественным и человеческим документом. Не зря московская публика устроила ему овацию.
Впрочем, овации звучали на «Артдокфесте» едва ли не каждый вечер. При переполненных залах прошли показы фильмов «Рудольф Нуреев. Остров его мечты», приоткрывающего неизвестные страницы в судьбе великого танцовщика, «Павленский. Человек и власть», набрасывающего штрихи к портрету скандального художника-акциониста, «Слишком свободный человек», посвященного оппозиционному политику Борису Немцову, подло убитому в центре Москвы...
Но самое большое открытие и откровение для меня на этом фестивале — не фильмы даже, а публика. Активная, думающая, интеллигентная, живая. После окончания сеансов прямо в залах происходило обсуждение увиденных лент. Никто после финальных титров не бежал, отдавливая соседям ноги, в гардероб. Люди чутко внимали авторам лент, высказывались сами. «Артдокфест» приучил аудиторию к серьезному, проблемному кино, воспитал когорту людей, желающих и умеющих думать, а не слепо внимать телепропаганде. И это главный итог «Артдокфеста», отпраздновавшего 10-летие.
А уже 10 декабря, в день принятия ООН Всеобщей декларации прав человека, в Доме кино откроется «Сталкер» — старший брат «Артдокфеста». Этот правозащитный фестиваль замышлялся когда-то его создателями как «забег на короткую дистанцию». Думалось, пройдет 5-10 лет, и по мере развития демократии в стране с правами человека все само собой наладится. И фестиваль отомрет, как реликт ушедшей эпохи. Но «Сталкер» стартует уже в 22-й раз, и нехватка фильмов ему не грозит.
В программе фестиваля, который возглавляет выдающийся кинорежиссер Марлен Хуциев, более 80 лент, отобранных из нескольких сотен работ. Это широкий спектр ярких и острых документальных картин, а также ряд игровых фильмов, в том числе «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Коробка» Эдуарда Бордукова, «Зоология» Ивана Твердовского, «Коллектор» Алексея Красовского, «Золотая рыбка» Александра Галибина. И все они — по теме, и все они направлены в защиту человека и его фундаментальных прав, которые у нас «кое-где еще порой» нарушаются государством. «Сталкер», как и «Артдокфест», спешит обществу на выручку, смело вторгаясь в зону нерешенных проблем. И зритель платит фестивалям взаимностью — уважением и любовью.