В 25-летнюю годовщину распада СССР на украинских вокзалах проходит флешмоб: десятки и сотни людей приходят, чтобы спеть советские песни
Ровно четверть века назад в заповедных белорусских Вискулях, где тогдашние руководители России, Украины и Белоруссии после обильного застолья и баньки подписывали Cоглашение, официально оформившее развал страны по имени СССР, больших споров не возникло.
В текст, напечатанный на старенькой пишущей машинке, взятой из конторы заповедника, правок внесено было немного. Разве что первый президент Украины Леонид Кравчук потребовал убрать из документа абзац про дружбу народов. С ним спорить не стали. Людям, которые, как сами они думали, вершат историю, резал глаз непременный атрибут советской эпохи — упоминание о дружбе народов. Какая еще дружба, когда народы расходятся, обретая свободу и самостийность?
Подробнее история с подписанием того документа Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем изложена на стр. 11 этого номера «Труда». Но мы сейчас о другом — не об истории, а о дне сегодняшнем. Увы, Кравчук оказался прав. То, что осталось между нами, бывшими советскими людьми, дружбой уж точно не назовешь. И добрососедством тоже. Если брать взаимоотношения России и Украины, то они ближе к войне, чем к миру.
Иногда кажется, что это уже непоправимо. Градус ожесточения зашкаливает. Русский язык с Украины гонят, за русские песни штрафуют, все, что связано с прежней, советской жизнью, безжалостно выкорчевывается и сверху для верности заливается хлоркой — чтобы ничего не проросло. Но оно — прорастает! Это не официозный оптимизм, а впечатление от запущенного по украинским вокзалам флешмоба: десятки и сотни людей приходят сюда, чтобы спеть «Когда весна придет, не знаю...», «Я люблю тебя, жизнь!», «Спят курганы темные...» и прочие чудесные песни, с которыми жили наши родители, дедушки и бабушки в ту пору, когда дом был общий. Но ведь поют не пенсионеры — совсем еще молодые люди. Конечно же, в украинских СМИ и здесь нашли руку Москвы. Но вы сами, хлопцы, вслушайтесь, всмотритесь в эти лица, в глаза. Сколько там света и надежды: дружба народов все-таки существует. И вот вам доказательство!
Ярослав Сумишевский, создатель песенного интернет-конкурса, организатор флешмобов
— Мы сейчас в Сибири поем, но вернемся и обязательно включим украинские песни в концертную программу. Организовать флешмоб не так сложно — обзвонил коллег, те друзей пригласили, глядишь, сотня-другая явилась. Главное, это делается без денег, от души. Думаю, те, кто начал флешмоб на Украине, не ставили политических целей. Просто очень захотелось вот так, вместе, спеть любимую песню, связанную с историей родного города, с металлургами. Ведь там, в Запорожье, улица Заречная до сих пор есть. А другие эту волну подхватили, откликнулись сердцем. Кстати, в нашем интернет-конкурсе «Народный махор» Ерболат Турлубеков прекрасно спел «Нiч яка мiсячна», а талантливый парень с Украины Давид Казинян исполнил русскую народную «Ах ты, душечка». Наши народы хотят дружить и петь песни друг друга, и этого не отнять!
Александр Щербаков, солист группы «Ярилов зной», участник флешмоба на Киевском вокзале Москвы
— Организаторов со стороны не было. Когда я увидел ролик из Запорожья, сразу позвонил друзьям-музыкантам: давайте сделаем ответный шаг. Покажем, что дружба между славянскими народами — не пустое место. Не все, на кого рассчитывал, пришли, но человек 50 собралось, благодаря сарафанному радио подключились и участники православного движения за восстановление храмов «Сорок сороков». Не было репетиций, просто выбрали песню, которую все знают, вышли и спели. Снимали на айфоны. Но как-то информация просочилась на НТВ, те тоже приехали снимать. Потом ко мне домой явились — я и не думал, что будет такой резонанс. Пока с украинскими участниками флешмобов, кроме комментариев в YouTube, у нас контакта не было. Может, опасаются, все-таки у них с этим жестко. Комментарии есть всякие, попадаются злобные. Но хороших больше.
Сергей Шаргунов, писатель, депутат Государственной думы
— Очень сильное впечатление от этих акций. Особенно от той, что была в Донецке, где пели «От героев былых времен» — на том самом вокзале, который помню в первые дни войны: там стреляли, прилетел снаряд и женщине оторвало голову... Да и сейчас стреляют, только пресса уже перестала об этом писать. Я только что оттуда, буквально накануне в Горловке пожилого мужчину застрелил снайпер. Три дома сгорело от прямого попадания снарядов. И вдруг — такая добрая весточка, такие родные напевы, и сами голоса, их поющие, тоже становятся родными.
Казалось бы, ну что там — вышли и спели. Но сегодня в Запорожье, Харькове, Одессе, других городах Украины, где после так называемой революции достоинства Верховная Рада первым делом ужесточила закон, направленный против русского языка, где запрещена советская символика и с ветеранов в День Победы срывают медали и георгиевские ленточки, это требует мужества и твердости. В той же Одессе на днях не дали назначить руководителя Одесского академического русского театра: пришли нацики из партии «Свобода» и сорвали утверждение...
Важность этой истории в том, что она народная. Из того же ряда, что «Бессмертный полк». Посмотрите, сколько молодежи вышло петь! Очень здорово, что в России люди подхватили этот порыв, спели украинские песни. Я понимаю, рознь, посеянная войной — реальной и информационной, — от этого в одночасье не пройдет. Но это шаг к миру и добру, которые, я уверен, восстановятся.