Место без гения

Умер Петр Вайль

Уроженец Риги и воспитанник Московского полиграфического института, он уехал в США в 1977-м, когда эмиграция ещё была рискованным поступком единиц, а не стадным бегством тысяч из разваливающейся страны. В Нью-Йорке подружился с горьким насмешником Сергеем Довлатовым. Вместе с Александром Генисом написал книги «60-е: Мир советского человека», «Американа», «Русская кухня в изгнании», «Родная речь», в СССР заклейменные как клеветнические, а теперь звучащие почти ностальгической нотой. До сих пор их со Львом Лосевым книга «Иосиф Бродский: труды и дни» считается основным биографическим трудом, посвященным прославленному поэту.

С 1995 года Вайль жил в Праге, поближе к Родине, вернуться на которую совсем, однако, не решался. Но бывал здесь часто — чуткий к «Гению места» (название его 23-серийного телевизионного цикла, посвященного наиболее интересным городам мира), не мог обойтись без русской культуры, русских друзей.

Год назад у Вайля уже был инфаркт, нового инфаркта его сердце не выдержало.

Голос памяти

Фото PhotoexpressАлександр Филиппенко, актер, друг Петра Вайля:

– Как неожиданно, я не знал, такое известие… Мы давно знакомы, но дело не в этом. Когда мы впервые встретились на литературных вечерах в 1990-е, я уже хорошо знал его книги. Так что сразу было ощущение, будто мы давно знакомы. И потом, все эти книжные ярмарки, нон-фикшн и другие, он на них был таким желанным гостем и как писатель, и как читатель. Это не тусовки были, а настоящее серьезное общение.
Утрата близкого хорошего человека одной с тобой группы крови, который думает и чувствует родственно, – это всегда очень больно, будто часть тебя ушла.

Мы знали, что он болен, но надеялись, может быть, станет лучше. Он для меня останется человеком, с которым всегда можно поделиться идеей, а он с тобой поделится своей. Особенно это важно, когда берешься делать литературную программу. Он для меня был как бы завлит в моем поэтическом театре. Петр жил в Праге, а здесь бывал наездами. Мы гуляли по переулочкам около Малой Бронной, о чем-то говорили. Все мои программы я с ним обсуждал.

Потом и на сами выступления его с удовольствием приглашал, он приходил, когда мог. Он с огромным интересом слушал мой рассказ о поездке в Пермь-36, где бывший лагерь политзаключенных превращен в музей. Знал, что в театре я начинаю играть «Один день Ивана Денисовича» по Солженицыну, очень этого ждал – мы же с ним до последнего времени не предполагали, что с театральных подмостков можно будет это показывать. К сожалению, не дождался премьеры. Соболезнования его супруге, близким, друзьям.