ЕВГЕНИЙ ГРИШКОВЕЦ: "ПЕРВЫЕ ВЫХОДЫ В ЖЖ ПОВЕРГЛИ МЕНЯ В ИЗУМЛЕНИЕ"

В издательстве АСТ вышла книга Евгения Гришковца "Год жжизни". Наш корреспондент попытался выяснить у автора бестселлеров "Рубашка" и "Асфальт", что же подвигло издателей на беспрецедентный по нынешним временам тираж в 100 тысяч.

- Сборник "Год жжизни" составлен из дневниковых заметок в сетевом "Живом журнале". А раньше вы дневники вели?
- Никогда. И к ЖЖ не отношусь как к дневнику. Это открытая история, обращенная к людям, а не сугубо к самому себе. Меня долго убеждали, что ЖЖ - это современно и неплохо. Но я не умею печатать, тексты свои пишу от руки или диктую. Первые выходы в ЖЖ повергли в изумление. Я никак не ожидал, что вызову столько гнева, злобы. И в книжке видно, что я прошел первый этап удивления, потом дикого азарта, затем мне надоела та глупость, которая на меня сваливается в диком количестве. Главное, я долго и упорно боролся за чистоту языка. Меня многие уверяли, что интернет - это грязное пространство, будь готов ко всему. Но я продолжаю настаивать: можно не материться, и будет забавно.
- В вашем блоге говорится, что нет запретных тем, что надо все обсуждать. А какие "запретные" темы вы обсуждали в последнее время?
- Не люблю, когда выдергивают фразу. Это был большой текст о том, что вообще нужно говорить. И что в этом смысле запретных тем не должно быть. И есть разговоры заведомо обреченные, когда знаешь, что они не приведут ни к чему. Но их все равно нужно вести. В процессе разговора можно просто устать от гнева и перестать злиться. Я не считаю, что нет запретных тем. Я бы сейчас, например, не стал обсуждать итоги "Русского Букера"-2008.
- А кому вы диктуете свои тексты?
- Когда я дома в Калининграде, диктую жене. Когда в Москве, за мной записывает мой директор Ира. Я могу набить одним пальцем. Это сильно раздражает дочь Наташу. Она не может оторваться от завораживающего зрелища, когда папа ищет на клавиатуре очередную букву. Если в ЖЖ увидите текст без запятых и больших букв, а главное - коротко и четко сформулированный в четырех словах, то это я сам. А так я коплю мысли, дожидаюсь, когда жена уложит всех спать, придет и все запишет.
- Не думаете ли в связи с этим открыть видеоблог - когда ваше изображение будет транслировать видеокамера?
- Не хочу. Мне тогда нужно будет постоянно хорошо выглядеть. А так я могу вести свой блог в халате и тапочках, но при этом создавать образ джентльмена.
- Вы удаляете какие-нибудь комментарии к своему блогу?
- Да. С удовольствием. Бывает, наступишь на больную национальную мозоль, и выльется на тебя поток мерзопакостных высказываний, например, с Украины. Так сразу человек 50 удаляю. Кроме того, мой блог активно атакуют порносайты. Это, конечно, нужно вычищать.
А вообще, между писателем и читателями контакта быть не должно. Не зря Вячеслав Полунин говорил, что клоун не должен притрагиваться к ребенку. Исчезает магия. Я уверен, что в идеале читатель должен иметь единственную возможность получить от меня какое-то впечатление только в виде текста, книги. Мой блог, увы, разрушает читательское впечатление, которое должно оставаться чистым. Я это понимаю отчетливо. И не знаю, какие последствия будут у этой истории. Но уже все - по-человечески справиться не могу.
- Вы как-то объявили, что пишете сценарий о Москве. Чем дело закончилось? Вы по-прежнему востребованы в кино только как актер?
- У меня всего шесть картин. И во всех эпизоды. А сценарий о Москве я должен был снимать как режиссер. Уже был назначен оператор, подобрана съемочная группа, сделаны тысячи снимков натуры, и буквально за месяц до начала я вдруг осознал, что не мыслю теми визуальными категориями, которые приняты в кино. Я попросту не умею снимать фильмы и уже этому не научусь.
Но кинопланы у меня есть. Я хочу сыграть большую роль. Считаю, что я хороший актер. Если мой герой будет говорить о литературе, то зритель ему станет больше доверять, чем артисту. Я могу сыграть провинциала, которому 41 год, он образован и чего-то переживает.