По версии кинокритики, лучшим фильмом стала антивоенная драма Клинта Иствуда "Письма с Иводжимы". Патриарх Голливуда (мастеру скоро стукнет 77 лет), судя по всему, находится в блестящей творческой форме. Напомним, что именно он два года назад получил "Оскара" за фильм "Малышка на миллион", обойдя Мартина Скорсезе, который со своим "Авиатором" пролетел мимо основных наград, хотя претендовал на "Оскар" по 11 номинациям...
Кстати, соперничество ветеранов Голливуда продолжится, судя по всему, и на этот раз. Мартин Скорсезе назван американскими кинокритиками лучшим режиссером года за фильм "Оступники". Так что члены Американской киноакадемии, которым еще только предстоит процедура голосования, будут держать в уме эту интригу: Клинт Иствуд за свою жизнь держал вожделенную статуэтку с "Оскаром" уже несколько раз, а вот Мартин Скорсезе - ни разу...
Но нас, конечно, больше интересует номинация "Лучший иностранный фильм", в которой за "Оскар" поборется наш фильм "9 рота". Национальный совет кинокритиков США уже сделал свой выбор: по мнению пишущей братии, лучшей в этой номинации стала лента культового испанского режиссера Педро Альмодовара "Возвращение". "9 роту" американские кинокритики, увы, не оценили.
Между тем Российский оскаровский комитет сделал в этом году совсем не худший выбор. Не то что пару лет назад, когда было принято позорное решение послать в Голливуд скроенный по американским лекалам "Ночной дозор", который, кроме недоумения тамошней публики, никаких иных дивидендов нам принести не мог. "9 рота" - во всех смыслах очень достойное кино. Патриотичное и технологичное одновременно. Фильм о том, как мы завязли в Афганистане, может хорошо прозвучать в Америке именно сейчас, когда американцы прочно завязли в Ираке. Но будем честны перед собой: шансов получить "Оскар" у "9 роты" все же немного. Хотя бы потому, что лента Федора Бондарчука, насколько я знаю, не получила ни одной серьезной награды на международных кинофестивалях. А на такие вещи американские академики всегда обращают внимание.
В этой ситуации было бы логичнее послать в Лос-Анджелес "Остров" Павла Лунгина. Картина очень выразительно снята, в ней глубоко исследуется загадочная русская душа, вдобавок лента закрывала Венецианский фестиваль, а это некий знак международного признания. Изрядный шум породили на европейских фестивалях фильмы "Эйфория" (в той же Венеции, где лента получила молодежного "Львенка") и "Изображая жертву" (победа на новом фестивале в Риме). Но выбор сделан в пользу "9 роты". Что ж, будем болеть за младшего Бондарчука. Авось ему еще и фамилия поможет. Бондарчука-старшего в Америке должны хорошо помнить по "оскароносной" картине "Война и мир". Американцы - нация сентиментальная. Ситуация, когда сын продолжает дело отца, для них - дело святое.