ОГУРЦЫ С ПЯТОЙ ГРАФОЙ

Госдума, выполняя наказ президента, приняла в первом чтении законопроект "Об организации деятельности розничных рынков". По нему предполагается введение квот на торговые места для отечественных производителей. На вещевых базарах нашим продавцам отдадут минимум пятую часть мест, а на сельскохозяйственных - половину. Вот только согласятся ли те самые "иностранцы" сдать свои позиции на рынках без боя?

ЖГУЧИЙ БРЮНЕТ ВЫБИРАЕТ ПРИЛАВОК
Когда я приехала на Центральный владимирский базар, мужики южной наружности уже не кучковались здесь столь заметно, как раньше. Оказалось, что они переместились на оптовый рынок "Тандем", принадлежащий местным предпринимателям, один из которых - депутат горсовета. Осенью горожане скупали тут мешками картошку, капусту, морковь, а теперь азербайджанцы завозят с московских оптовых баз импортные яблоки, хурму, бананы...
Один из таких поставщиков - седовласый кавказец, представившийся Николаем, совершенно спокоен. Да и с чего бы волноваться, если еще в начале 90-х легализовался во Владимире и теперь чуть ли не абориген? Подтвердил, что вахтовым методом приезжают подрабатывать земляки. Кому они мешают?
Вот и в горсовете считают, что иностранцы нужны. Городу вообще не хватает рабочих рук. Недаром тракторный и полимерный заводы завозят гастарбайтеров из Узбекистана. Из десятка крупных предприятий только один "Точмаш" сохранил ПТУ и еще кует себе кадры.
В милиции крестятся: Владимир - пока не Кондопога. Самая крупная этническая община (около 4 тысяч человек) - азербайджанская, остальные малочисленные. За 9 месяцев в областном центре было 15 преступлений в отношении иностранцев. Но милиционеры, охраняющие азербайджанскую диаспору в Дни десантников и пограничников, признают: коренные жители ропщут главным образом потому, что кавказцы приезжают не на заводах вкалывать, а торговать. И это факт.
"ЗА" И "ПРОТИВ" ПЕРЕКУПЩИКА
Чиновники областной администрации не мыслят рынка без перекупщика. Говорят: только у него налаженные связи с производителями, оптовыми базами. Когда крестьянину торговать, если ему на полях и фермах надо корячиться?
Директор владимирского Центрального рынка Нина Романцова и в возможности потребкооперации не верит. Большая часть активов, которые когда-то были у этой организации, давно распродана. Чтобы заново создать заготовительные пункты и межрайонные базы, нужны большие средства. Где их взять? По словам директора, торговых мест на Центральном рынке действительно на всех не хватает. Но изгонять предпринимателей, которые с 1991 года несли бремя содержания рынка, Романцова считает недопустимым.
Руководитель фермерской ассоциации Елена Дегтярева гнет свою линию: дескать, местных хлебопашцев на Центральном рынке ставят в такие условия, что торговать - себе дороже.
- Например, у фермера в Юрьевце есть сто свиней, - говорит Елена, - Он заколет восемь и продаст их за пять дней, однако торговое место почему-то должен оплатить за месяц вперед. Половина рынка у перекупщиков, и им же достается треть стоимости мяса. А картошку они прямо в поле покупают по 3 рубля за кило, продают по 6. Посредника не надо защищать, в защите нуждаются фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств.
Одна из таких - пенсионерка Надежда Васильевна - объяснила мне, что с 8 соток участка в пойме Клязьмы они с мужем в этом году собрали 40 мешков картошки, 600 кило свеклы, полторы тонны яблок и массу других витаминов. За зиму им столько не съесть. От дома до Центрального рынка она каждое утро добиралась на троллейбусе по 45 минут, чтобы поспеть на перекличку. Такие же, как она, частники выкрикивали свои номера, чтобы застолбить место в очереди на получение торгового "пятачка" - длиной в 40 сантиметров, стоимостью 25 рублей. На всех был один столик. И только "кавказцам" - зеленый свет.
НЕ УНТЕР-ОФИЦЕРСКАЯ ВДОВА
Всего во Владимире 14 вещевых и продовольственных рынков. По словам начальника городского УВД Александра Разова, только самый крупный Центральный, к которому претензии у фермеров и частников, принадлежит муниципалитету. Остальные - в частных руках, их владельцы по паспорту и национальности - сплошь россияне. Но на двух промтоварных рынках торгуют барахлом вьетнамцы и китайцы, а на Центральном - азербайджанцы с овощами и фруктами. На ближайших улицах Батурина, Сакко и Ванцетти они взяли в аренду гаражи и сараи, скупили дома - в общем, устроили продовольственную базу. Главный владимирский милиционер Разов негодует: десяток азербайджанцев, получивших российское гражданство, легально брали торговые места в аренду, а крутились в павильоне еще минимум полсотни. К легализовавшимся землякам приезжают "родственники" и тоже принимаются торговать, не имея разрешения на индивидуальную трудовую деятельность.
- Штраф за это тысяча рублей, - говорит Разов. - Мы просили суды применять более жесткие меры. Можно было конфисковать продукцию и выдворить нарушителей из города, но суд на это не шел. Может, и пошел бы, если бы хоть один судья жил на злополучной улице Сакко и Ванцетти.
А поскольку базар муниципальный, то руководство рынка штрафовать бессмысленно. Да и зачем же городским властям и судьям уподобляться унтер-офицерской вдове, которая сама себя высекла?
Председатель Владимирского горсовета Сергей Кругликов считает, что муниципальный рынок свое отжил - нужно создать акционерное общество, передать имущество ему в аренду. Причем в правление непременно посадить представителей местной власти - для контроля. С помощью административного рычага можно и на цены влиять. Муниципальному предприятию на развитие никто кредит не даст, а акционерному обществу - с дорогой душой.
Насчет кредитов, возможно, и так. Но участие чиновников в приватизации муниципальных рынков, присутствие их в правлениях АО - едва ли будет гарантией, что базары станут образцовыми. Чиновники и сейчас эти объекты курируют, а толку чуть. Поэтому выполнение нового закона об организации работы розничных рынков может превратиться в передел собственности и подхлестнуть рост коррупции.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
P.S. Похоже, в решении проблем рынков важен не национальный вопрос, а соблюдение закона о конкуренции на микроуровне. Ведь если фермеры и частники получат доступ к прилавкам, хозяева рынков перестанут обкладывать их поборами и унижать утренними перекличками, если переведутся нелегалы и нелегальный товар, то можно будет ожидать и снижения цен. Уж по крайней мере они не будут расти так стремительно, как сегодня.