Он начал сниматься еще в 1932 году, сыграв тракториста Пашку Ветрова в фильме "Ошибка героя". Эта роль буквально перевернула его начавшуюся складываться творческую биографию, ведь Жженов к тому времени учился на акробата в цирковом техникуме. Оставив арену, молодой актер целиком погрузился в мир кино. Он снялся в классическом "Чапаеве", блеснул в "Золотых огнях", сыграл в "Комсомольске" у своего наставника Сергея Герасимова...
Казалось бы, судьба благоволила молодому актеру, но вскоре ему пришлось полной мерой хлебнуть горя, мук, отчаяния, которые выпали на долю его поколения, на долю всей страны. В 38-м году по облыжному обвинению (разумеется, в шпионаже на иностранную разведку) его приговорили к 5 годам лишения свободы, потом добавили еще. В общей сложности он провел в лагерях под Магаданом, в Норильске, на Соловках 17 долгих лет. Георгий Жженов не только выжил в этих нечеловечески трудных условиях, но сохранил честь, достоинство, несгибаемый мужской характер. И - любовь к искусству. Его возвращение в профессию было долгим и трудным, оно пролегло через провинциальные театры в Магадане, Павловске-на-Оке, Норильске, где он вырос в большого драматического актера.
Реабилитированный в 1955 году, Жженов сначала вернулся в свой родной Ленинград, а потом переехал в Москву, где занял особое, только ему присущее место в театре Моссовета. Он сыграл в общей сложности более ста ролей в театре и кино - в том числе в таких громких фильмах, как "Чужая родня", "Берегись автомобиля", "Ошибка резидента" и "Судьба резидента", "Вся королевская рать", "Горячий снег", "Экипаж"... Не всегда роли в этих фильмах были равновелики его таланту, но он наделял подчас схематично очерченных героев своей собственной значительностью, мужской основательностью, неповторимым обаянием - и зрители ему верили.
Жженов был один из самых светлых и справедливых людей в мире искусства. Перенесенные испытания не озлобили его, не ожесточили сердце. До того как попасть в больницу, Георгий Степанович играл на сцене Моссовета, охотно ездил на фестивали, купался на зависть коллегам в прохладном море, мог и рюмочку-другую пропустить. По свидетельству народной артистки СССР Зинаиды Кириенко, которая была дружна с ним в последние годы, Георгий Степанович был оптимистом по жизни, но всегда переживал за страну, за народ.
СЛОВО О ДРУГЕ
Савва ЯМЩИКОВ, художник-реставратор:
- Терять близкого тебе по духу человека всегда тяжело, но особенно страшно расставаться с другом. В последний раз мы с Жженовым виделись месяц назад, перед тем как он лег в больницу с переломом шейки бедра. В последние годы после этой тяжелой травмы из известных людей, кажется, только Михалков-старший сумел выкарабкаться. Но все мы, друзья Жженова, надеялись, что и он поправится. Уж больно сильный духом мужик был...
Георгий Степанович принадлежал к плеяде тех актеров, без которых трудно представить нашу эпоху. Андреев, Крючков, Стриженов, Урбанский, Жженов, Баталов - без них наше кино не было бы таким значительным.
С Георгием Степановичем мы познакомились шесть лет назад. Нас сблизили общие переживания и боль за ту трагическую участь, которая выпала на долю России в последнее двадцатилетие. Я сразу же почувствовал, каким открытым, совестливым, но и принципиальным человеком он был. Как-то он мне сказал: "Я всегда старался находить в людях что-то чистое, благородное. Если присмотреться, хорошее найдешь и в самых опустившихся личностях. Казалось бы, что хотя бы достойного жалости можно было найти в лагерном оперуполномоченном, который у меня на глазах угонял на смерть моего друга? Однако и в этом человеке жило что-то доброе - где-то в глубине его оледенелой души. Это я попытался передать в своем рассказе "Саночки"... "
После полной реабилитации Жженов вернулся и продолжал блистательно работать в театре и в кино, как бы проживая жизни за всех тех, кого страшные клещи ГУЛАГа не выпустили живыми на волю. Странное дело, мне все время казалось, что Георгий Степанович, несмотря на его преклонный возраст, намного моложе меня и моих сверстников. Помню нашу поездку двухлетней давности в Псков на торжества в честь 1100-летия этого древнейшего города. В нашей делегации были кинооператор Вадим Юсов, великий спортсмен Вячеслав Старшинов, блистательный кинодокументалист Виктор Правдюк, зампред Совета Федерации Михаил Николаев. Как ни странно, именно Жженов был заводилой компании. Никогда не забуду, как замирал зал, когда он рассказывал о своей жизни, читал стихи. Его лицо было открытым, светлым. Это было лицо России. Не могу поверить, что он от нас ушел. Вечная тебе память, Георгий Степанович.