Аналитик Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков (ЦИК ННР) "КОРТЕС" Людмила ЛУРЬЕ считает, что в январе-феврале заметных ценовых изменений на топливном рынке не будет. Но с большой долей вероятности можно утверждать, что в марте горючее станет дорожать и, скорее всего, взлет цен окажется не менее существенным, чем в прошлом году. Президент НК "ЛУКОЙЛ" Вагит АЛЕКПЕРОВ, в свою очередь, полагает, что рост цен на бензин в 2006 году не превысит 11 процентов. Что больше, чем заложенный в бюджете уровень инфляции.
Основные причины роста - высокие мировые цены на нефть и налоги на сырье и нефтепродукты, доля которых в стоимости моторного топлива достигает 60-80 процентов. Правительство пытается регулировать ситуацию. Обсуждается вопрос введения с 2007 года дифференцированного акциза на бензин, ибо в нашей стране, вышедшей на второе место в мире по производству нефти и на первое по ее экспорту, переработка значительно отстает. Из 25 действующих заводов только 11 имеют технические возможности для производства высокооктанового бензина и повышения глубины переработки нефти. Между тем потребность в бензине марок А-92 и выше растет пропорционально количеству автомобилей. По данным Федерального дорожного агентства, к 2015 году прирост автопарка в России составит около 70 процентов. Причем резко возрастет число иномарок, которые, как известно, бензин ниже 92-го не потребляют.
Пока на внутреннем топливном рынке доля высокооктанового бензина составляет 57 процентов, низкооктанового - 43. С 2007 года Россия перейдет на европейские стандарты качества топлива "Евро-2" и "Евро-4". Для этого правительство до Нового года должно утвердить ряд технических регламентов с более высокими требованиями по части экологии и технологической безопасности автомобилей. Стимулом для перехода на чистый бензин станут акцизы. Чем выше сорт продаваемого бензина, тем меньше ставка акциза. И наоборот.
Между тем далеко не все специалисты согласны с тем, что акцизные манипуляции позитивно повлияют на рынок моторного топлива. Зам. начальника отдела Министерства финансов РФ Александр Сакович высказал корреспонденту "Труда" мнение, что регулировать налогами октановое число в бензине не следует. Налогами во всех странах регулируют экологию, а содержание октана - показатель технологический. Любой бензин - и высоко- и низкооктановый может быть как качественным, экологически чистым, так и наоборот. На этом, кстати, основываются и требования евростандарта. В них говорится не о количестве октана в горюче-смазочных материалах, а о содержании вредных веществ.
Увеличение производства высокооктанового бензина не должно идти в ущерб низкооктановому топливу, ведь так можно поставить под удар целые отрасли. На "низком" бензине работает практически вся армейская и сельскохозяйственная техника, а также общественный транспорт. Введение дифференцированного акциза приведет к тому, что цена на А-80 подскочит, платежеспособный спрос на него упадет.
Специалисты полагают, что начинать стоило бы не с "хвоста" (акциза на конечный продукт), а с "головы" - налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который следует дифференцировать и "отвязать" от мировых цен на нефть.
В правительстве понимают: если производство нефтепродуктов останется на нынешнем уровне, то уже с 2010 года в стране возникнет дефицит бензина, который к 2015 году может составить порядка 10 миллионов тонн.
В этом случае в России придется, с одной стороны, ввести предельные нормы на отпуск горючего, с другой - увеличить его импорт. То и другое плохо, поскольку предстоит столкнуться не только с подзабытыми очередями на АЗС и резким скачком цен на топливо (по некоторым прогнозам, до 40-50 рублей за литр), но и с усилением теневого рынка горючего. А поддельной, контрафактной продукции на автозаправках и сегодня очень много. Начальник управления Следственного комитета при МВД полковник юстиции Александр Матвеев утверждает, что произведенные на кустарных предприятиях низкокачественные бензин и моторные масла реализуются во всех без исключения регионах страны. При неудовлетворенном спросе на топливо объем сомнительной продукции неизбежно возрастет.
Так какими же должны быть стимулы для развития нефтепереработки? Специалисты сходятся в том, что нужно ввести налоговые льготы для компаний, наращивающих перерабатывающие мощности. Наряду с этим необходимо снизить таможенные пошлины на импорт нового оборудования для НПЗ. Ведь чем больше современных, высокотехнологичных перерабатывающих предприятий, тем больше производится качественного и недорогого бензина.