Официальная версия гибели парома, на которой десять лет назад сошлись члены эстонско-финляндско-шведской комиссии, - конструктивные недостатки судна. Носовой люк не выдержал ударов волн, и паром затонул в течение 20 минут. Однако в Эстонии еще тогда раздавались голоса, что причиной катастрофы мог быть взрыв, столкновение с подводной лодкой либо еще какой-нибудь "силовой" вариант. Эти разговоры недавно вспыхнули снова после неожиданного заявления экс-начальника шведской таможни Свена Петера. Он сообщил журналистам, что в 1994 году его ведомство заключило с министерством обороны секретное соглашение, по которому таможенники не могли проверять некоторые грузы военного назначения, которые шли из России. Правда, он признал, что не имел никаких данных о том, что на борту "Эстонии" в ее последнем рейсе находились такие грузы.
Зато нашелся другой свидетель, служивший в то время на таможне. Он утверждает, что за две недели до трагедии получил распоряжение от своего начальства не проверять один из автомобилей, который прибудет рейсом 14 сентября. В нарушение запрета таможенник заглянул в несколько ящиков и, по его словам, увидел там военную электронную аппаратуру.
Вызывают подлинное восхищение технические познания бывшего таможенника, который с ходу, на глаз, способен определить, что это была именно военная электроника, и именно российского производства, а не какая-то другая. Между тем международная комиссия, расследовавшая катастрофу, уже тогда заявляла, что информацией о перевозке секретных грузов на "Эстонии" не располагает. И вот спустя годы вновь возникают смутные подозрения.
В "Рособоронэкспорте" отказались комментировать эти версии. Мы не раскрываем содержания контрактов с нашими зарубежными партнерами, пояснили там "Труду". Однако все поставки военной техники за рубеж осуществляются открыто, с соблюдением международных правил. Другое дело, что это могла быть какая-то незаконная операция.
Теоретически такое могло быть, сообщил "Труду" источник в военной контрразведке. Не забывайте, что это был 94-й год. Тогда военные арсеналы были забиты различными вооружениями и оборудованием, которое в ходе стремительного сокращения армии порой даже не успевали инвентаризировать. В начале 90-х в России резко активизировались разведки многих стран, особенно западных. А органы госбезопасности были ослаблены бесконечным "реформированием". Так что я не исключаю, что в Швецию под видом гражданской продукции иностранные спецслужбы пытались вывезти какую-то военную аппаратуру, которая при нашей тогдашней неразберихе попала к ним в руки. Допустим. Только какое отношение это имеет к гибели парома?