ЧТО ЗА ОБУЧЕНИЕ В "КАМЕРЕ ХРАНЕНИЯ"?

От нового министра образования и науки полгода ждали официальной оценки школьной реформы, начатой его предшественником Владимиром Филипповым. Родители учащихся буквально истомились, предчувствуя угрозу 100-процентного платного высшего (и даже среднего) образования, а педагоги, еще как следует не переварившие эксперимент по ЕГЭ и ГИФО, затаились перед очередной образовательной революцией.

Страхи оказались напрасными. Никакой революции не будет. А будет преемственность. Об этом и сообщил министр Андрей Фурсенко. Курс на реформы, взятый в 2000 году, нынешним руководством признается правильным. Определенных корректив, конечно, избежать не удастся, поскольку за четыре года жизнь страны изменилась. Одним из принципов современного образования должна стать его непрерывность. Сегодня выпускнику вуза хватает базовых знаний примерно на 5 - 7 лет, а затем, хочешь не хочешь, приходится доучиваться или переучиваться.
На рынке труда при оценке специалистов с высшим образованием главными считаются такие качества, как проектное мышление, аналитические способности, умение работать в команде. К сожалению, наши вузы до сих пор не научились считаться с этими требованиями, то есть фактически не несут никакой ответственности за конечные результаты обучения. В результате более четверти обладателей вузовских дипломов не могут найти работу по специальности. А многие и не хотят ее искать. Работодатели, мотая это на ус, все активнее вкладывают деньги в развитие корпоративных университетов, тренинговых компаний, системы внутрифирменной подготовки кадров. Современный вуз, по мнению министра, должен отвечать как минимум двум требованиям: во-первых, в нем следует вести фундаментальные и прикладные исследования. А во-вторых, преподаватели и студенты должны "интегрироваться" в решение реальных задач, которые стоят перед экономикой страны.
Чудовищная ситуация сложилась в начальном профессиональном образовании. В то время как поднимающиеся на новый технологический уровень промышленные и строительные предприятия остро нуждаются в квалифицированных рабочих (например, ученику сварщика на рынке труда предлагают зарплату 17 тысяч рублей), большинство отечественных ПТУ превратились в большую "камеру хранения", где ребята, проведя несколько бесполезных лет, выходят в никуда - без "денежной" профессии и надежды на жизненный успех. Если система начального профессионального образования в ближайшее время не станет связанной теснейшим образом с производством, то о каком росте ВВП можно будет говорить?
Среди необходимых образовательных перемен, перечисленных Андреем Фурсенко, были: введение отраслевой оплаты труда педагогов, переход вузов на двухуровневую подготовку специалистов (бакалавр и магистр), нормативное финансирование, создание механизма социальной адресной поддержки обучающихся...