Гордееву подарили «Баядерку»

Такой подарок легендарному танцовщику, художественному руководителю театра «Русский балет» преподнесли на 70-летие

Вячеславу Гордееву, ярчайшему представителю отечественной балетной школы, народному артисту, художественному руководителю театра «Русский балет», в этом году исполнилось 70 лет, полвека из которых он верно и трепетно служит своему искусству. В Большом театре, которому он отдал лучшую часть своей жизни (более 20 лет был премьером Большого) к юбилею приурочили знаменитую «Баядерку», в которой Гордеев некогда блистал... Открывая торжество, гендиректор ГАБТа Владимир Урин назвал юбиляра легендой и гордостью главной музыкальной сцены страны.

Их дуэт с Надеждой Павловой с восхищением называли «Надежда и Слава русского балета» — и в этом не было никакого преувеличения. Сегодня Гордеев руководит театром, возглавляет кафедру хореографии в ГИТИСе.

— Родители хотели во мне видеть военного, намеревались отправить меня в Суворовское училище, — вспоминает Вячеслав Михайлович. — Их можно было понять: оба фронтовики, оба потом всю жизнь работали в «почтовом ящике» — на Тушинском машзаводе, участвовали в создании космического корабля «Буран». А я занимался в самодеятельной хореографической студии при клубе «Красный Октябрь» в Тушино и, что называется, по дороге в Суворовское заглянул в балетное училище Софьи Головкиной. И все! Потом уже был Большой театр: По прошествии многих лет пришел к мысли: в каждой судьбе есть своя предопределенность. Так и у меня: я не сопротивлялся судьбе.

Наверное, только он сам знает, сколько труда и преодолений стоит за «подарками» этой судьбы — за славой, званиями, победами в престижных конкурсах, за правом видеть свое имя на афише крупным шрифтом. Он и сегодня полон энергии и движения, много времени уделяет физическим нагрузкам — этой привычке не изменяет всю свою жизнь. Хотя пришлось отказаться от ежедневных утренних пробежек, ведь за долгие годы балетной карьеры «заработал» и разорванное в 1978-м в хачатуряновском «Спартаке» ахиллово сухожилие, и операцию на бедре, в которое вживлен титан. А травматическое заболевание тазобедренного сустава у него случилось после того, как он, по его собственным словам, «слишком юбилейно» станцевал на своем 55-летии...

Кстати, горжусь, что могу назвать Гордеева не только своим кумиром, но и коллегой: ко всем своим умениям и регалиям он имеет диплом журналиста — окончил факультет журналистики МГУ.

— К тому меня подтолкнула идея создать профессиональный журнал о балете еще в начале 80-х, — объясняет Вячеслав Михайлович свое увлечение. — 15 лет его возглавляла легенда ГАБТа народная артистка СССР Раиса Стручкова. Мне эта идея очень понравилась, я активно стал участвовать в издании журнала. И чтобы не быть обузой на этом поприще, решил учиться. Так увлекся, что, завершив учебу, пошел в аспирантуру. Моим любимым педагогом там стал легендарный декан Ясен Николаевич Засурский, с которым мы продолжаем дружить и сегодня...

Спасибо вам, Вячеслав Михайлович, за ваше искусство, за верность высоким принципам, за дружбу!