Как «Мажор» с «Годуновым» «Домашнему аресту» проиграли
На рейтинг сериалов влияют десятки факторов. И аналитики телевизионного рынка запросто объяснят, почему проект, где, казалось бы, все есть — и интрига, и сплошные звезды в главных ролях, — зритель так и не принял. Все потому, скажут они, что не учли продюсеры и вещатели это и еще это. Но вот ведь незадача: объяснить-то неудачу они могут, но предусмотреть — далеко не всегда.
Третьего «Мажора» аудитория ждала с нетерпением. История про молодого Соколовского, за плохое поведение сосланного папашей-олигархом на службу в полицию, три года назад зацепила сразу. Тут тебе и шальные деньги новоявленного «мента» — с одной стороны, и объяснимая неприязнь к нему коллег, неожиданный любовный треугольник и попытки выяснить обстоятельства смерти матери — с другой. И все это на экране выглядело поначалу вполне внятным и укладывающимся в реалии сегодняшней жизни.
Во втором сезоне что-то сохранилось, но стало заметным желание авторов добавить в происходящее экшена, чтобы появилась крутизна, как в западной франшизе про суперагентов. Все сюжетные линии — и полицейская, и любовная — бойко закрутились, разветвляясь и множась. Зазвучал англоязычный саундтрек. Формат сразу купили для адаптации западные производители, таким образом, труды создателей были вознаграждены. Они, вдохновленные победой, в третьем сезоне опять «надавили на газ». И все понеслось уже со скоростью байка, на котором теперь рассекает ночное пространство города главный герой. Зрелище, конечно, захватывающее. Но за этой лихостью оказалась утраченной изначальная оригинальность, персонажи перестали быть индивидуальностями. А история с поисками истинных убийц матери Соколовского, призванная объединить отдельные эпизоды в единое повествование, превратилась в откровенный бред.
А еще против «Мажора» сыграл фактор выхода в эфир. Зритель уже привык к тому, что «Первый» в вечерней сериальной линейке выдает по два эпизода подряд. И даже самые длинные по нынешним меркам проекты укладываются максимум в две недели. Но в начале осени канал поломал традиционную сетку, решив, что хватит с нас и одной серии в день. Поскольку все то время, что она транслируется, мы, конечно, с нетерпением ждем не следующую, а программу «Большая игра», представляющую собой нудное бубнение про Америку. Но при подобном раскладе показ 16-серийного «Мажора» займет целый месяц! А на столь длительном промежутке времени крутизна начинает работать на понижение градуса. И бешеная скорость работает уже не на адреналин, а только утомляет, как перегон по автобану из Нью-Йорка в Чикаго.
И еще. Пока главный конкурент «Первого» в параллель с «Мажором» показывал заурядную мелодраму «В чужом краю», волноваться за рейтинг особо не приходилось. Но тут «Россия 1» запустила мегапроект «Годунов», и ситуация в корне изменилась. Отсмотрев серию про Соколовского, телезритель, привыкший ложиться спать значительно позже и так и не понявший, зачем из вечера в вечер ему надо слушать про коварные США, может перейти на другой канал, где его ждет еще целый час сериального зрелища. Есть ли гарантия, что исторический «блокбастер» с дорогущими декорациями и костюмами, с кремлевскими интригами, хорошо прописанными сценаристами, с целым созвездием в главных ролях, со скрепами, наконец, ему не придется по душе больше, нежели неряшливый боевик, и назавтра он, зритель, не нажмет неправильную кнопку?! (Хотя если не смотреть «Годунова» с начала, то ни за что не поймешь, кто есть кто среди одинаковых волосатых и бородатых мужиков в похожих кафтанах.) И вот «Первый» в очередной раз ломает программу передач, задвигает чертову Америку ближе к полуночи и возобновляет прежнюю практику показа двух серий подряд.
Но все это выглядит мышиной возней на фоне глобальных факторов, меняющих картину современного сериального производства в принципе. Занимаясь взаимными разборками, битву за аудиторию федеральные гиганты могут уступить игрокам, которых они, видимо, пока и за серьезных конкурентов не считают. А зря. Стоило бы, например, проанализировать успех «Обычной женщины» на ТВ3. Но и это не главное. Обратим внимание, что в той же Америке на сериальном рынке лидируют не эфирные Fox или ABC, а онлайновые каналы HBO и Netflix. Подобное будет и у нас. И примером тому — ошеломительный резонанс показанного в Сети «Домашнего ареста». Его уникальность не в масштабах аудитории, а в ее качестве. Те, за чье внимание безуспешно бьются «Первый» и «Россия», то есть люди активного возраста, средний класс, мечта рекламодателей, с удовольствием посмотрели эту комедию про мэра-коррупционера.
Авторы «Ареста» правильно рассчитали, что их потенциальные зрители — это те миллионы, что посмотрели фильм «Он вам не Димон». И говорить с ними надо абсолютно свободно, не боясь без истерики произнести имя Навального, всуе упомянуть президента, не стесняясь показывать наше общество так, как оно того заслуживает, но при этом и не отрекаясь от любви к Отечеству. Федералы, конечно, позволить такого себе не могут, оттого и теряют молодежь.