Хозяйка магазина на знаменитом острове - о жизни в Греции, где есть все, кроме денег
Про Грецию и ее жителей сегодня говорят много обидного: вот, дескать, хорошо устроились: работают как греки, а получать хотят как немцы... Но это картинка с большого расстояния. А как чувствуют себя сами греки, могут ли они своими трудами обойтись в условиях кризиса и с чего они так яростно отстаивают свое право на послеобеденный отдых? За ответами я пришел на старинную улочку в центре города Родос.
Хотя мы встретились случайно. В одном из магазинов она, услышав русскую речь, заговорила — сначала из вежливости, а потом «за жизнь». Зовут ее Вера, русская, но не туристка, а хозяйка этого самого магазина. Да не какой-то мелкой лавочки, а такого, по которому можно пройти и выйти на параллельную улицу! У русской хозяйки еще и две гречанки в помощницах:
Ну как можно пропустить такую возможность — получить ответы из первых рук! Естественно, для начала спросил, как идет бизнес, окупаются ли ее труды. И получил ожидаемый ответ: кризис есть кризис, он сказывается на всем, в том числе и на кармане туриста. Раньше приезжие легко тратили под отпускное настроение и легкое белое вино, а теперь покупают чаще сувениры самые дешевые, по
А как вообще Вера попала на этот остров? На этот вопрос наша бывшая соотечественница ответила более подробно.
— 11 лет живу на Родосе. Сама с другого края света — из Приморья. Хорольский район, поселок Ярославский, полчаса езды от Уссурийска. Здесь оказалась вот так же, как и вы. Приехала отдыхать. Познакомилась с родосским греком. И вот у меня трое детей, все мальчики. Василий, ему девять лет, шестилетний Петр и младший, названный в честь моего отца Михаилом, еще и трех нет.
— Ваш муж, конечно, не возражал против таких имен, ведь корни у них греческие.
— Конечно. Тем более что Василием старшего сына назвали в честь его отца. У них такие же имена, как и у русских. А среднего Петром назвали уже в честь моего прадедушки.
— Давно у вас этот магазин?
— Уже пять лет. А был маленький, с тарелок я начинала. А сейчас очень большой выбор: платки есть, серебро, кораллы. Подороже товар и подешевле — для всех, кто зайдет, есть что-то по душе. Магазин по здешним меркам большой.
— Налоги и аренда душат?
— Все дорого, конечно. И плата за электричество, воду растет постоянно. А с этого года платим еще и отдельно «за крышу». «Хараци» — так называется налог на недвижимость. Каждые три месяца надо платить. Но это официально, а не бандитам, как вы могли бы подумать.
Да уж, у нас за «крышу» точно платят без кассового чека. А насчет накладных расходов решил конкретизировать, чтобы читатели «Труда» имели возможность сравнить. Итак, сколько выходит по счетам? Вера цифр не скрывает. Получается такая картина. За воду за три месяца заплатили около 60 евро, а вот с электричеством сложнее.
— Если у вас большой магазин, работает кондиционер, то придет счет где-то на 1000 евро за три месяца. Если небольшая квартира, то 200 евро.
Дальше разговор, естественно, перешел на хлеб насущный: сколько стоит килограмм мяса, литр молока...
— Баранина здесь дешевая, самая дорогая часть будет стоить 3 евро за кило. Но это зависит от сезона. Перед Пасхой цена может подняться и до 15 евро. Свинина —
Думаю, москвичей такими ценами не испугаешь, но греки жалуются: жить все труднее. Сколько же им надо денег, чтобы нормально существовать? Взять хотя бы семью Веры.
— Вот мой муж работает в пятизвездочном отеле вторым, после шефа, поваром. Без выходных в течение полугода, поскольку сезон туристический, наплыв гостей. И что же? В месяц он получает в лучшем случае 1500 евро на руки. Это, по-вашему, много?
Нет, немного, но вполне по-нашему. Впрочем, Евросоюз принес в Грецию другие, более высокие стандарты жизни, и теперь у греков все по гамбургскому счету.
— А магазин хороший доход приносит?
— Конечно, я живу за счет него. Но все уходит. Ничего откладывать не получается. Дети ходят на дополнительные курсы английского, на русский язык, на занятия по карате. В год выходит, если все вместе посчитать, три тысячи евро только на обучение. И на еду много — даже затрудняюсь сейчас точно сказать. А насчет того, что мы мало работаем, так это вранье. Муж из-за плиты не вылезает, я здесь. Вот и сейчас вместо перерыва на кофе с вами поговорила... Ладно, я пойду, работать надо!
Вера заторопилась, хотя с покупателями сейчас не так уж густо. Но вдруг еще кто заглянет...