Региональные авиаперевозки - больная тема: в России за 20 лет количество аэропортов сократилось с 1,3 тысячи до 315
Минтранс сообщил, что в 2013 году государство выделит на развитие региональных авиаперевозок 7,75 млрд рублей. Деньги пойдут в основном на компенсацию ставок лизинга на самолеты и субсидирование пассажирских перевозок. Реализовать первый пилотный проект предполагается в Приволжском округе.
Региональные авиаперевозки — больная тема. Более 60% территории страны относится к районам Крайнего Севера, где проживает 20 млн граждан и авиация часто является единственным способом передвижения. В последние десятилетия ощутили транспортные неудобства и жители центральных регионов, где отменены многие маршруты, заросли ковылем аэродромы в Твери, Костроме, Ярославле, Смоленске. Даже здесь почти все воздушные дороги ведут через Москву, поскольку в управлении гражданской авиации центральных районов вместо 17 аэропортов осталось всего шесть. И очевидно, что для развития региональных перевозок придется восстанавливать все это аэродромное хозяйство.
Мы поинтересовались у специалистов, насколько своевременны и реальны предложенные меры.
Владислав Волков, заместитель директора фонда поддержки предпринимательства «Регион»
— Проблемы региональных авиаперевозок в большой степени зависят не от наличия самолетов малой вместимости, а от создания условий для коммерчески успешного развития рынка таких услуг. На территории РФ за 20 лет количество аэропортов сократилось с 1,3 тысячи до 315. А надо минимум тысячу. Самая большая проблема — арендная плата за землю под аэродромы. Душат этот бизнес и требования по обеспечению авиационной безопасности аэродромного хозяйства без скидок на интенсивность полетов. Все это ведет к существенному росту сборов: за взлет-посадку — в пределах 5%, за безопасность — почти 20%. А есть еще и проблемы региональных специалистов-авиаторов и техперсонала, на подготовку которых требуются годы и средства.
Принципиально важно активизировать системные действия, направленные на развитие на основе именно рыночной экономики, на оптимизацию делового климата на авиационном рынке, а не обсуждать размеры государственных субсидий. Сделать это будет легче, если применить подходы государственно-частного партнерства, распределение коммерческих рисков по времени и направлениям деятельности. Фактически действия администрации и бизнеса в Приволжском федеральном округе — это пример такого подхода на отдельно взятой территории. Но процессы финансирования не должны укладываться в прокрустово ложе годового или трехлетнего цикла. Региональные авиаперевозки — это не производство пылесосов, тут сроки налаживания окупаемого бизнеса много длиннее.
Лев Кошляков, заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям авиакомпании «ЮТэйр»
— Сегодня в этом сегменте «ЮТэйр» является крупнейшим авиаперевозчиком в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах. Мы вносили свои предложения в Минтранс, в частности по отмене НДС на стоимость билетов внутри России — по аналогии с международными перевозками. Надеемся, значительная часть средств будет инвестирована в развитие наземной инфраструктуры, в частности в оснащение местных аэропортов. Крайне необходимо, чтобы распределение инвестиций и субсидий основывалось на понятной и обоснованной государственной программе поддержки региональных перевозок, а не превратилось в битву лоббистов за бюджетные деньги.
Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института регионального развития
— Попытки Минтранса исправить положение хотелось бы приветствовать, но все же это полумеры. Необходим возврат к Министерству авиации, которое бы в одних руках держало и конструирование новой техники, и осуществление перевозок. Вот тогда и можно будет говорить о серьезном прорыве, в том числе и в области региональных перевозок.