К нам приехал балаган. Академический

В фонде культуры «Екатерина» открылась выставка «Новая академия. Санкт-Петербург»

Корреспондент «Труда» считает, что искусство питерских академиков было самым веселым и легкомысленным в лихие 90-е.

В Петербурге Новую Академию Изящных Искусств (все первые буквы прописные, по советской традиции), основанную в 1989 году художником Тимуром Новиковым, принято считать оплотом классических традиций в современном искусстве. Мол, в Москве были сплошные хулиганы и оторвыши, которые как могли издевались над всеми канонами и традициями и плевали на холсты. Зато в Петербурге были свои «академики», вспомнившие про классическое, а значит — вечное.

На самом деле все, конечно, не так и произведения, разместившиеся на трех этажах «Екатерины», — главное тому доказательство. И Тимур Новиков, и его друзья по Академии (всего 14 человек) — настоящие нонконформисты, и по духу им гораздо ближе не классицизм с его строгими нормами, а разгул средневековых карнавалов. В лихие 90-е, когда все против чего-то выступали, за что-то боролись или погрязали в чернухе, они устроили эротический праздник с переодеваниями и буйством нонконформистских красок. Здесь мускулистые и загорелые самсоны раздирают пасти бультерьерам, Элвис Пресли одет в костюм средневекового рыцаря, выхолощенные мужчины с накрашенными губками выходят из пены морской — и далее в том же духе. Во всех произведениях чувствуется культ обнаженного мужского тела; рост, вес, мускулатура, возраст и национальность при этом не имеют значения — «академики» любого превратят в лощеного красавца.

Шуткам «академиков» вторят и шутки куратора Аркадия Ипполитова. Вот в ряд работ академиков шуточных затесалось авторское повторение картины академика самого настоящего и принципиального — «Фрина на празднике Посейдона» Генриха Семирадского, а один из углов галереи украшен экраном, имитирующим свод древнегреческого храма.

Сам Тимур Новиков, идейный вдохновитель и главный балаганщик, предстает в образе Данте с венком и стразами в глазах — бронзовый бюст, исполненный членом-корреспондентом Академии Юлией Страусовой в 1998 году. И совсем не важно, что тогда Тимур Новиков уже дышал на ладан и почти ослеп: «новый академизм» — это искусство вечно дерзких и вечно молодых, несмотря на возраст.