Как президенту спасти Москву от пробок

4 транспортные проблемы, которые может решить федеральная власть

Дмитрий Медведев предложил свои способы борьбы с московскими пробками, при этом он не затронул проблем, требующих вмешательства на федеральном уровне. «Труд» выделил задачи, которые не решить без Кремля и Белого дома.

Предложения Медведева частично или полностью дублируют планы мэра Сергея Собянина по борьбе с пробками. Например, президент хочет запретить въезд в столицу грузового транспорта, он требует строить больше стоянок и гаражей.

В то же время глава государства не предложил конкретных мер на федеральном уровне, которые могли бы помочь справиться с пробками. Хотя, по мнению экспертов, в транспортной проблеме столицы много трудных мест, в которых могут разобраться только федеральные власти.

В области дороги узкие

Одна из главных проблем — московские шоссе, которые сужаются в несколько раз после выхода за МКАД. Из-за этого при выезде из Москвы на этих магистралях образуются огромные заторы.

По словам экспертов, решить эту проблему можно только при содействии федеральной власти. Дело в том, что эти проблемные шоссе — дороги федерального значения, и ответственность за них несет Министерство транспорта. «Ведомству под силу расширить участок дороги, выходящей в область», — говорит глава агентства Infranews Алексей Безбородов.

Светофоры одни на двоих

И Медведев, и Собянин особое внимание уделяют нормализации работы светофоров: их собираются перевести на автоматизированную систему контроля. Однако эксперты советуют ввести такую систему не только в самой Москве, но и в пределах пары десятков километров от МКАД.

Однако заставить губернатора области Бориса Громова установить автоматическую систему Собянин не может. Зато это в компетенции президента или правительства.

Кроме этого, автоматизированная система будет бесполезна, если не запретить ГИБДД вмешиваться в ее работу. «Для этого необходимо принять закон на федеральном уровне, который разрешал бы ручное управление светофорами только в чрезвычайных случаях», — добавил Безбородов.

Торговые центры запретить всем

Посредничество Федерального центра между властями Москвы и области поможет решить еще одну транспортную проблему.

Одной из распространенных причин возникновения пробок являются огромные торговые центры, вплотную примыкающие к МКАД или крупным магистралям. Причем их возводят и на территории столицы, и на территории области.

Чтобы запретить строительство таких центров, будет достаточно решения Минтранса. «Оно может быть как рекомендательным, так и в виде прямого поручения Собянину и Громову», — говорит эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко.

Нужны федеральные деньги

По словам члена комитета по транспорту Госдумы Александра Буркова, на решение транспортной проблемы Москвы потребуются дополнительные деньги. «Если бороться с пробками в ускоренном порядке, собственных средств у столицы не хватит, — утверждает он. — Найти их можно в федеральном бюджете». По его словам, без прямого указания Медведева или Путина этого не произойдет.

Деньги из бюджета, по словам Буркова, могли бы пойти на развитие метро и создание скоростного общественного транспорта.

Как центральная власть борется с заторами

Мэру — все полномочия

Раньше все 33 района Лондона жили самостоятельно, и проблему пробок каждый район решал по-своему. В 1997 году премьер Тони Блэр вернул мэру все полномочия.

Дороги над землей

Правительство Японии поручило строить скоростные трассы, соединяющие Токио и его пригороды, на высоте 20–30 метров. Только этот указ касается участков, проходящих в черте города.

Большие штрафы

Парламент Японии установил повышенные штрафы за неправильную парковку: минимум 250 долларов.

Метро за пределами города

В 1974 году в парижском метрополитене проложили две ветки к пригородам столицы. Это было сделано по указанию Министерства транспорта Франции в рамках борьбы с пробками.