ЧТО ЗА ФАСАДОМ ИНОМАРКИ?
Объясняет маляр Сергей ШИРОКОВ:
- Первое, что должно насторожить покупателя, это блеск. Ярче всего сверкают как раз те детали кузова, которые когда-то пострадали при аварии, а потом были выправлены жестянщиками и покрашены.
В чем тут дело? А в том, что заводское покрытие более шероховатое, матовое. Глянец же наводится лаком и полировкой для того, чтобы убрать или скрыть мусор (крохотные пылинки), который попадает в краску. На заводе такого не происходит - стерильная технология. Ее нет даже на самых дорогих автосервисах, как зарубежных, так и отечественных.
Обнаружить, менялись крыло или дверь, достаточно просто. По тем же пылинкам. Даже если они удалены, все равно на поверхности остаются едва заметные точки. Не доверяете зрению, возьмите лупу. Кроме пылинок, под ней вы также рассмотрите так называемую шагрень - волны краски, а то и небольшие капельки. Есть еще несколько способов определить, освежали кузов или нет. Присядьте на корточки спереди машины, чтобы видеть весь борт. Перекрашенная деталь будет "бить" в глаза. Лучи света преломляются по-разному и дают разные оттенки. Некоторые пользуются видеокамерой. Оказывается, оптика тоже высвечивает недавно обновленные поверхности.
Если ничего не увидели, то лезьте под капот. У всех иномарок, да и у некоторых наших машин крылья крепятся болтиками. Заметить, отворачивались они или нет, проще пареной репы. Если отворачивались, значит, крыло менялось. Затем сравните краску в подкапотном пространстве и на крыле. Разница видна невооруженным глазом. На подозрительной двери тоже можно много "прочитать". Если отогнуть резиновый уплотнитель, то под ним на заводской краске проступают кругленькие пятнышки. На реставрированной или новой двери их нет - замазаны шпаклевкой.
Впрочем, если кому-то наша "наука" покажется сильно замысловатой, то можно поступить еще проще. Из так называемых народных приемов я знаю такой. Нужно взять маленький магнитик, завернуть в тряпочку и прислонить к поверхности подозрительного крыла, двери. На детали, которая выправлена жестянщиками, магнит держаться не будет - шпаклевка помешает. Если делать по науке, то надо сходить в автомагазин. Там продаются маленькие приборчики, кстати, недорогие. Прислони к капоту - узнаешь толщину металла, шпаклевки и краски. По всему кузову эти параметры должны быть одинаковы, если он не перекрашивался.
Обнаружив некоторые изъяны на понравившейся вам машине, не спешите расстраиваться. В России редко встретишь подержанный автомобиль без травм кузова. Да и за рубежом тоже. Но, как говорится, вмятины и царапины на скорость не влияют. А то, что вы их заметили, поможет сбавить цену при покупке. Ездить с хорошо отремонтированной дверью или новым крылом все-таки можно. Другое дело - узнать, была ли машина в крупной аварии и не скрывается ли под блестящей поверхностью ржавчина. Признаки того, что автомобиль испытал на себе сильный удар, четче всего заметны на лонжеронах и салонных стойках - погнутые и выправленные никак не спутаешь с "родными": они обильно закрашены. Вдобавок к этому сравните щели между закрытыми дверями и кузовом - между бампером и передней решеткой, капотом, крышкой багажника и крыльями - они должны быть одинаковы везде. При малейшем подозрении на аварию откажитесь от покупки.
КАК УЗНАТЬ, ОТВАЛЯТСЯ ЛИ КОЛЕСА?
Рассказывает автослесарь Геннадий СТАРОДУБЦЕВ:
- "Больше газу, меньше ям - будет дело слесарям". Наша профессиональная шутка - намек на то, что на ходовую - рулевые тяги, шрусы, шаровые, пыльники и прочие железяки внизу автомобиля - особого внимания при покупке обращать не стоит. Если, конечно, самые дорогие части автомобиля (кузов и двигатель) в приличном состоянии. Во-первых, потому что на российских дорогах они быстро выходят из строя, во-вторых, стоят не так дорого, а в-третьих, заменить их - дело не очень хлопотное. По крайней мере колеса у машины не отвалятся. Проверять ее надо на скрытые дефекты, которые могут доставить несколько неприятных часов.
Самое главное, чтобы геометрия автомобиля не была нарушена. Прокатитесь по горизонтальной площадке. Отпустите баранку. Тянет вправо или влево - беда. Амортизаторы проверяются легко: нажал на крыло - авто качнется два раза и замрет, значит, годятся. С проверкой стояночного тормоза тоже нет проблем. Не отпуская его, попробуйте легонечко тронуться с места. Заглохнет мотор - тормоз держит хорошо. Не заглохнет, но и не продвинется ни на метр, то дело не в ручнике, а в диске сцепления - его надо менять. Чтобы проверить ножные тормоза, надо разогнаться на сухом асфальте и резко нажать на педаль. Затем выйти и посмотреть следы: они должны быть симметричны.
Кроме того, обычная машина (без антиблокировочной системы) даже при повороте руля не должна менять направления движения при экстренном торможении. А если она снабжена "абээской", то, наоборот, будет слушаться руля, не потеряет управления, и вы не услышите визга шин, как на отечественных "Жигулях". Вообще же, если при резких остановках раздаются какие-то стуки, скрежет, визг, дребезжание, проконсультируйтесь с мастером - брать или не брать авто?
ПОЧЕМУ "УБИТЫЙ" МОТОР НЕ ГЛОХНЕТ?
Отвечает моторист Абутахир МАМАДНАЗАРОВ:
- Диагностику двигателя лучше проводить на сервисе. Правда, если с вами на рынок пошел мастер, то он может послушать мотор через специальный эндоскоп.
А ни того ни другого? Не отчаивайтесь. Первичный диагноз способен поставить и неспециалист. Порядок действий такой. Сначала - внешний осмотр. Заводить не требуется. Пятна масла на движке бросятся в глаза. Правда, их могли удалить перед продажей. Тогда откройте горловину, куда заливается масло. Если там налет, похожий на гудрон, значит, или не то масло заливали, или давно не меняли. Но чаще это говорит о том, что движок когда-то перегревался. Век его недолог.
Также тщательно осмотрите горловину радиатора. Увидели хотя бы маленькие следы ржавчины - не сомневайтесь: моторчик перегревался. Ничего не обнаружили? Прекрасно. Включите зажигание и смотрите на приборный щиток. И обратите внимание на те лампочки, которые показывают давление масла и зарядку аккумулятора. Горят - хорошо. Запустите мотор - все красные сигналы погаснут. Не спешите с выводами. Через минуту заглушите мотор и снова включите зажигание.
На хорошем двигателе лампочка аварийного давления масла загорится примерно через 10 секунд, поскольку масло находится под давлением и только когда стечет в картер через зазоры подшипников коленчатого вала, появится красный сигнал. Если его нет или он загорелся сразу, мотор сильно изношен. Дым от прогретого двигателя на холостом ходу практически не виден, если он исправен. При нажатии на газ он становится бледно-сизым, черный говорит о том, что топливная система неисправна, синий - масло попадает в цилиндры, белый густой - в камеры сгорания идет тосол. Попросите спутника газануть, а сами подставьте к выхлопной трубе лист чистой бумаги. Появятся на нем масляные пятна, гарь - движок не в порядке.
ЧТО ПОЧЕМ?
Цены слесарных работ в Москве
Замена амортизаторов 100 - 800 р.
Замена рулевой тяги 300 - 450 р.
Замена задних тормозных колодок 400 - 600 р.
Замена шаровых опор 200 - 600 р.
Замена шрусов 600 - 650 р.
Замена нижнего рычага 500 - 600 р.
Проверка тормозной системы 150 р.
НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ
Огромное количество подержанных автомобилей на рынке позволяет выбрать то, что нравится. Если не поддаваться эмоциям, то все будет в порядке и с техническим состоянием. Однако в конце, когда вы уже отдали деньги, воспользуйтесь неписаным правилом купли-продажи машин. А именно: спросите владельца авто, чтобы он все-таки назвал вам откровенно детали и узлы, которые у него вызывали подозрение или ломались чаще всего. Скрытые дефекты, если таковые, имеются, потом могут подвести в самый неподходящий момент. Устраните их заранее.