ГРУСТНЫЕ РОЗЫГРЫШИ

Он родился 27 апреля 1927 года. "Был крупным ребенком, но это заслуга матери. Она работала акушеркой", - шутил артист. Во время войны 15-летний московский паренек Женька Моргунов обтачивал болванки для артиллерийских снарядов на заводе "Фрезер". Жил бедно, как и большинство москвичей в те годы. Играл во дворе в футбол. Мячом служила консервная банка.

Я Б В УТЕСОВЫ ПОШЕЛ
"Меня поставили в ворота, - вспоминал артист, - так как я занимал в них значительное место. К тому же был очень подвижным. Ведь у меня не всегда был такой живот, какой снимался в кино. Кроме футбола, моей радостью была почетная грамота, которую я получил "за самоотверженный труд" на заводе, хотя и не подозревал, что тружусь так здорово, просто работал, как и все, по двенадцать часов в сутки. В общем-то счастливое детство обошло меня стороной".
Женька мечтал петь, как Леонид Утесов. "Я стал бы Утесовым, если бы родился раньше него", - шутил артист. Как и многие сверстники, часто ходил в кино на утренние сеансы, где легче было купить билет за двадцать копеек. Для этого прогуливал школу. "Я и стал артистом из-за того, что учился неважно. И еще, наверное, потому, что жил без отца. Не было человека, который мог бы хорошенько выпороть меня и поставить на правильный путь".
ЭТОТ СО МНОЙ!
На сцене Евгений Моргунов впервые появился в Театре киноактера. Многие зрители ходили именно на него, особенно после того, как он снялся в комедиях Леонида Гайдая. Он стал узнаваемым человеком. На стадион проходил без билета. Увидев его, контролеры улыбались, забывая про свои обязанности. А Моргунов еще и кивнет на своего товарища, небрежно бросив: "Этот со мной". Тогда-то и появилась у него страсть к розыгрышам. Поначалу они были не всегда безобидными. Как-то он оттянул штанги у рядом стоящего на остановке троллейбуса и попросил прохожего подержать веревки. Тот решил, что перед ним водитель, и согласился помочь. Стоит, старательно держит оттянутые штанги, а настоящий водитель вышел посмотреть, почему троллейбус не двигается с места. Моргунова к тому времени и след простыл.
Однажды остановил такси, показал шоферу какую-то красную книжечку и, указывая на проходящую машину, заговорщицки приказал: "Следуйте за ней!" Возле своего дома остановил такси и вышел. "А как же машина?" - спросил таксист. "Все в порядке. Дальше за ней будет следить мой напарник", - сказал на прощание Моргунов.
Я АРТИСТ, А НЕ НАЧАЛЬНИК
Мне довелось участвовать вместе с Евгением Александровичем во многих концертах, чаще всего во Дворцах спорта и на стадионах, ездить по разным городам. Он признался мне, что больше всего его волнует и раздражает то, что люди никак не могут выдавить из себя раболепие, хотя их к этому призывал еще Чехов.
Перед началом концерта в Днепропетровске Моргунов предложил мне зайти на местный рынок. У прилавка с грецкими орехами он остановился и стал сгребать орехи в сумку. Продавщица возмутилась: "Что ты делаешь, нахал?", но узнала Моргунова и осеклась: "Бери, милый". "Какой же я милый? - рассердился Моргунов. - Я артист, а не начальник!" "Один черт", - махнула рукой продавщица и удивилась, когда Моргунов высыпал орехи обратно.
Однажды в Одессе в машине, которая везла нас в Зеленый театр, он попросил ехавшего с нами пародиста Павла Корсакова высунуть голову в окно и изобразить правительственную сирену, не без удовольствия наблюдая, как милиционеры разрешают нам ехать даже на красный свет.
В Одессе я впервые увидел у обычно уверенного в себе Моргунова испуг на лице. После одного из концертов в Зеленом театре, который завершала София Ротару, сотни две-три ее поклонников проникли за кулисы и с криками "София! София!" готовы были разрушить все, чтобы близко увидеть любимую актрису. Моргунов затащил меня в ближайшую гримерную и плотно закрыл дверь. "Толпа, - испуганно проговорил он. - С отдельными людьми можно найти общий язык, но они же, оказавшись в толпе, становятся полудикими, подвластными животным инстинктам, их можно спровоцировать на любое безумство". Он настороженно прислушивался к тому, что происходит за дверями гримерной, и открыл их только тогда, когда все окончательно стихло. "Место артиста на сцене, а зрителя - в зале. Фанаты они и есть фанатики, непредсказуемые сумасшедшие люди!" - сказал он.
КАК НАКОРМИТЬ БЕЗРАБОТНЫХ
В Харькове после выступления мы вернулись в гостиницу, чтобы поесть. В ресторане на нашу беду обслуживали только иностранцев. Моргунов не спеша подошел к метрдотелю:
- Вы не могли бы обслужить?
- Нет! - резко ответила метрдотель, услышавшая русский язык.
- А меня? - поинтересовался Моргунов.- Вас? - узнав артиста, расплылась в улыбке метр-дотель. - Вас, конечно, обслужим.
- Но я не один, - многозначительно произнес Евгений Александрович. - Со мной группа американских безработных, гостящих в нашей стране. Представляете, что подумают американцы, если мы не покормим их безработных?
И он показал на артистов, нерешительно переминающихся у входа и уже готовых уйти.
Метрдотель бросила взгляд в нашу сторону.
- Сколько человек?
- Восемь, - ответил Моргунов.
- Нет проблем, - сказала метрдотель, сдвинула два столика и пригласила нас присесть за них. У нее не возникло сомнения даже тогда, когда мы заказали борщи с пампушками. Она обнадеживающе посмотрела на Моргунова, мол, я мигом, и действительно вскоре вернулась и с чувством выполненного долга поставила на стол два флажка - советский и американский.
НАДОЕЛ ТЫ МНЕ, БЫВАЛЫЙ!
Моргунов искренне любил Георгия Вицина, преклонялся перед его талантом, который, по его мнению, не ценили по достоинству, был, мягко говоря, недоволен поведением Юрия Никулина, когда тот после "Кавказской пленницы", забыв о нем и Вицине, занялся собственной карьерой, отодвинув бывших товарищей на второй план. И еще его мучил Бывалый, образ которого прилип к нему намертво, а ему так хотелось вырваться за его рамки.
Помог ему Михаил Козаков, доверив в фильме "Покровские ворота" роль эстрадного куплетиста Соина. Стало ясно, что, используй его режиссеры в различных амплуа, он мог бы достичь высот в драматических ролях. Михаил Козаков при встрече со мной признался, что во время отъезда из страны он очень переживал о том, что в России остается Евгений Моргунов, чей огромный потенциал не раскрыт. Он обещал ему помочь, но уехал. А вернулся - застал артиста больным.
НАРОДНЫЙ БЕЗ ЗВАНИЯ
Вспоминается концерт в Смоленске. Я по специальной резиновой дорожке иду через поле к эстраде. Оборачиваюсь и вижу Моргунова, аккуратно эту дорожку сворачивающего.
- Евгений Александрович, зачем она вам?
- Для дачи, - невозмутимо и сердито отвечает он. - Не обедняют. Все равно они нам недоплачивают.
После "Кавказской пленницы" Моргунова снимали мало. Видимо, кому-то мешали его успех и популярность. Один из любимейших народом артистов так и не получил почетного звания народного. Уходили годы, таяло здоровье. Мучил диабет. Моргунов выходил на сцену с надрезанным ботинком, из которого выглядывала распухшая нога.
Евгений Александрович тяжело переживал потерю сына, погибшего в автокатастрофе, но работал до последних дней, никогда не отказывал людям, которые просили сфотографироваться с ним на память, и для этого в антракте выходил в фойе. "После писателя остаются его книги, а артист живет творчески только при жизни", - говорил он.
Было безумно больно видеть, как немолодой знаменитый артист колесит по стране, чтобы заработать копейки на хлеб насущный.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ МОРГУНОВА
О политике: "Мне вбивают в мозги, где что происходит. А я хочу, чтобы звучал Чайковский, Бетховен, Соловьев-Седой".
О деньгах: "Я всей душой хочу, чтобы денег не было вовсе. От них все зло".
Об ожидании и надежде: "Все живут и чего-то ждут, а чего - не знают. Говорят, что старые девы живут дольше замужних женщин. Потому что пока есть надежда, жизнь продолжается".
О любви: "Любовь может быть вечной, если ты убежден и веришь, что рядом с тобою любовь. Но нельзя отгрызать кусок Луны, чтобы чувствовать себя на Луне".
О себе: "Я человек скромный, несмотря на свою порядочность".
О проходящем и вечном: "В жизни все проходит. Обиды, горе, печали забываются. Слезы просыхают. И только смешное помнится. Пусть зрители чаще смеются, хохочут, радуются!"