Первый зампред Центробанка Георгий Лунтовский уверяет, что новая "монетизация" денежного обращения в стране носит сугубо технический характер. Мол, бумажные червонцы крайне недолговечны, служат всего шесть-семь месяцев, а металлические монеты в 15-20 раз дольше. С мелкими монетами обратная ситуация: они вообще "не служат", хотя на долю 1-, 5- и 10-копеечной мелочи приходится три четверти всех выпущенных в России монет. Одних лишь копеечек Монетный двор отчеканил более 5,5 млрд. штук, а кто ими пользуется? Не в ходу у россиян и пятачки, и даже гривенники. Во всяком случае, в кассы учреждений Центробанка эти монетки практически не возвращаются.
Между тем выпуск денежной мелочи - занятие довольно дорогостоящее и крайне убыточное. Одна тонна копеечек (666 667 штук) по номиналу имеет покупательную способность примерно в 250 долларов, а тонна стали, которая идет на изготовление этих денег, обходится Монетному двору в 500 долларов. Одна тонна гривенников (512 821 штука) равна примерно 1900 долларам, а медно-цинковый сплав, который идет на их изготовление, стоит от 3 до 5,5 тысячи долларов за тонну - в зависимости от процентного соотношения металлов. Центробанк уже подозревает, что ушлые люди уже делают на этой разнице неплохой бизнес, собирая и переплавляя денежную мелочь в слитки - для последующей продажи по реальным ценам.
Но это лишь "орел" - видимая сторона новой "монетизации". Есть и "решка" - оборотная сторона, о которой чиновники предпочитают умалчивать. Ибо главной причиной нынешней замены бумажных червонцев на звонкую монету стала инфляция. Именно из-за нее нормальная, вполне уважаемая десятирублевая купюра превратилась в мелкую, быстроистираемую разменную бумажку.
Вот официальные данные Росстата: в 2000 году цены на потребительские товары и услуги населению выросли на 20,2 процента, в 2001 году - еще на 18,6 процента, в 2002 году - еще на 15,1 процента, в 2003 году - еще на 12 процентов, в 2004 году - еще на 11,7 процента, в прошлом, 2005 году - еще на 10,9 процента, за 10 месяцев нынешнего года - еще на 7,6 процента. Если по этим данным посчитать "накопленную" инфляцию, получается, что с 2000-го года цены выросли в 2,5 раза.
Но это - официально. Независимые эксперты утверждают, что фактическая инфляция превышает росстатовскую на 25-30 процентов, т.е. реально цены за это время выросли не менее чем втрое. И там, где в 2000 году требовалось вынуть из кошелька один червонец, сегодня приходится доставать (и отдавать) три или даже четыре таких бумажки.
Есть еще один достаточно объективный показатель быстрого роста потребительских цен в России. В 2000-2003 годах наиболее "ходимыми" в наличном обороте у нас были 100- и 500-рублевые купюры. Это учитывали даже фальшивомонетчики, и в общей массе изготавливаемых ими поддельных денег 35 процентов составляли сотенные, 50 процентов - пятисотенные бумажки. Ныне, по данным Банка России, самой популярной у россиян стала 1000-рублевая купюра, и уже в прошлом году МВД зафиксировал в стране 32-кратный рост числа поддельных тысячерублевок. А совсем недавно в обороте уже появились пятитысячные купюры.
Но если инфляция уже привела к необходимости изменения структуры денежного обращения, то вполне вероятен и обратный процесс: изменения в структуре наличности приведет к новому всплеску цен. Причем это повышение затронет самый нижний ценовой сектор - "товары для бедных". Ибо реально копейки сегодня присутствуют лишь в ценниках на самые дешевые продукты и лекарства (тоже самые дешевые), в счетах за услуги ЖКХ и т.п. А ведь вслед за официальным исчезновением денежной мелочи из оборота должно последовать столь же официальное округление цен - с непременным их увеличением на те самые копейки.
И тогда валидол станет еще дороже...
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Нет - зарплате в конвертах, да - зарплате в бандеролях.