Этот обаятельный, поразительно органичный артист появился в БДТ в 1964 году, после того как 20
Этот обаятельный, поразительно органичный артист появился в БДТ в 1964 году, после того как 20 лет проработал в Театре комедии у Николая Акимова. Лет ему было тогда немного - всего 45, но Товстоногов сразу определил его на возрастные роли: доктора Чебутыкина в "Трех сестрах", приживала Вафлю в "Дяде Ване", и таким образом в актерском ансамбле появился несколько чудаковатый, ранимый, одинокий человек.
Николаю Трофимову никогда не составляло большого труда рассмешить публику, сама его внешность с кругленькими, беспомощно хлопающими глазками уже вызывала улыбку, но он всегда пытался рассмотреть в каждом характере судьбу, и поэтому любая роль артиста, в том числе эпизодическая, навсегда врезалась в память. Достаточно вспомнить его капитана Тушина в фильме "Война и мир" или папашу в комедии "Лев Гурыч Синичкин". Магнетизм этого внешне неказистого артиста был настолько велик, что даже такие яркие актеры, как Стржельчик и Басилашвили, работая с ним в паре, с трудом переключали внимание публики на себя. А спектакли "Ханума" и "Пиквикский клуб" стали "фирменными блюдами" Трофимова.
В последнее время он уже мало играл, когда выходил на сцену, боялся, что подведет память, но его партнеры по-прежнему боялись остроумных розыгрышей короля комедийного жанра и поэтому всегда держали с ним ухо востро. Последний раз народный артист СССР вышел на подмостки в юбилей своего художественного руководителя Кирилла Лаврова. Это случилось в сентябре, и зал встал, приветствуя своего любимца.