Эти передачи призваны осмысливать происходящее, давать ответы на самые сложные вопросы, формировать общественное мнение. В них по определению задействованы лучшие силы отечественного ТВ: известные ведущие-публицисты, самые авторитетные специалисты в разных областях - политики, экономисты, общественные деятели. Собрав их вместе в одной студии, телевизионщики рассчитывают, как говорится, "всем миром" докопаться до истины. Ведь, согласно народной мудрости, "ум хорошо, а два лучше", "сто голов - сто умов".
Справедливость этой истины попытался опровергнуть Николай Сванидзе. В субботнем "Зеркале" (РТР) он "вызвал на ковер" начальника столичной милиции и решил в одиночку разобраться с проблемой. В недопустимо, по-моему, резкой форме разнес в пух и прах недавно назначенного на должность, оттого немного робеющего перед телекамерой начальника. Потратил на это столько времени и пафоса, что до серьезного анализа происшествия возле станции метро "Царицыно" дело так и не дошло. Зато теряющий в последнее время популярность и влиятельность телеведущий показал всем, кто в эфире хозяин. Это ему и было нужно.
В минувшую пятницу на том же РТР в "Пресс-клубе", как всегда многолюдном и шумном, Анатолий Максимов пытался выведать у собравшихся, что делать с обострившимися межнациональными отношениями. Для интерактивного опроса по телефону на тему "Чем является погром в Царицыно?" он предложил три варианта ответа: выступлением шовинистов, злостным хулиганством или переделом рынка. Забегая вперед, скажу, что подавляющее большинство высказалось - и справедливо! - в пользу первого варианта.
Но, думаю, дело все-таки заключалось не в том, как квалифицировать случившееся, а в том, какие конкретные меры необходимо предпринять, чтобы подобное не повторялось. Поначалу мне показалось, что ведущий слишком уж грубо прерывает участников дискуссии, увлекшихся общими рассуждениями. Но потом я понял, что он, пожалуй, поступает верно: очень уж любят завсегдатаи "Пресс-клуба" "свою ученость показать", говорить ни о чем, воспаряя над конкретикой и выпячивая всякий раз себя.
Так получилось и на сей раз: нынешний трехкратный лауреат ТЭФИ известный кинорежиссер заскочил в клуб на минутку, чтобы, мне показалось, покрасоваться и сказать несколько банальностей. Дежурный политик из ЛДПР, будто специально приглашенный в качестве раздражителя, заявил, что не видит ничего чрезвычайного в событиях возле метро "Царицыно": это выражение естественного недовольства русского населения столицы кавказцами, оккупировавшими все московские рынки.
Не стану множить сентенции, прозвучавшие в передаче.
Пожалуй, единственно толковыми высказываниями можно признать те, в которых конкретно говорилось о пагубном влиянии на массового зрителя кино и телевидения, с помощью которых и создается образ человека чужой, нерусской национальности и формируется негативное к нему отношение. В частности, вспомним популярные среди молодежи ленты - "Брат" и "Брат-2".
Недостатки "Пресс-клуба" пополнились и тем, что мы увидели в тот же вечер в "Гласе народа" Светланы Сорокиной (ТВ-6). Варианты ответов при интеропросе здесь тоже были малопродуктивными: запретить деятельность экстремистских, националистических организаций или вернуться к режиму прописки, бытовавшему во времена СССР. Дело в том, что такие организации давно уже формально запрещены в нашей стране, а пришедший на смену прописке режим регистрации мало чем от нее отличается.
Ну а в остальном полуторачасовой разговор в прямом эфире во многом напоминал дискуссию "Пресс-клуба". Некоторые из побывавших там политиков перешли из одной студии в другую и слово в слово повторяли то, что говорили час назад. ЛДПР была представлена ее лидером: "сын юриста" в привычном своем стиле никому не давал слова сказать, клеймил московское правительство, призывал к полицейским мерам. Напрасно ведущая пыталась с ним справиться, вставить словечко, даже досрочно объявляла рекламные паузы, чтобы прервать фонтан красноречия политика, - не тут-то было. В результате дискуссия на ТВ-6 оказалась скомканной.
Грустно, но наши телеканалы разучились обсуждать острые политические проблемы: желание устроить эффектное, с привкусом скандальности шоу, как правило, превалирует над стремлением хоть на миллиметр продвинуться к истине. Привычка работать с одним и тем же "джентльменским набором" гостей-"универсалов", готовых говорить не о сути проблемы, а о чем угодно, приводит к провалам.