И снова к нам прибыл ревизор

Итак - премьера «Ревизора» в московском театре «Кураж»

...Пьеса Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». И сразу же зазвучало в голове застрявшее где-то в сознании «Я пригласил вас, господа, с тем...». У школьников вытянулись лица — им произведение давно «разъяснили» в школе, и им неинтересно. Среднее поколение недоуменно пожало плечами, мол: а что там смотреть? Старшее же мечтательно улыбнулось: классика! Пожалуй, таково общее настроение современной публики при упоминании бессмертной, прошу не забывать! — бессмертной комедии Гоголя «Ревизор».

Перед режиссером, который в подобных условиях берется за постановку всем известной пьесы, возникает дилемма: либо выпотрошить пьесу, сделав ее модной и актуальной, либо поставить в эстетике традиционного театра, в монументальных декорациях и сложных костюмах. И как-то уже выстроилось в сознании театрального зрителя, что сейчас чаще всего классику можно встретить только «опошленную», напрочь оторванную от изначальных смыслов, заложенных в ней автором. Столько копий ломалось на эту тему за последние несколько лет, что уже и не перечесть!

И вот — премьера «Ревизора» в московском театре «Кураж» (можно было бы написать «очередная», но я намеренно избегаю этого слова: у спектакля много черт, отличающих его от других московских постановок). Театр, находящийся в центре Москвы, один из немногих полностью коммерческих театральных проектов, предлагает классику в самом лакомом виде — оставляет содержание, предлагая новую форму. Пьеса, представленная труппой Михаила Долоко весной прошлого сезона, сохраняет этот принцип и здесь: режиссер мастерски вскрывает смыслы, делая акцент на том, что будет интересно и понятно публике сегодняшней. А новая, более современная форма лишь подчеркивает вневременность смыслов, заложенных Гоголем. И с каждой минутой действия понимаешь: никуда эти персонажи не делись, просто изменили окраску, как хамелеоны слились с пестрой толпой XXI века.

Спектакль театра «Кураж» — он не о взяточничестве и порочности власти. Не о страхе ее перед карой начальников. Для меня постановка неожиданно вскрыла саму причину происходящего. Уездный город живет своей особой жизнью. Всегда — одни и те же действия. Всегда — одни и те же лица. Тоска... Любой порыв ветра воспринимается как нечто освежающее, как гипотетическая возможность прикоснуться к другому миру. И настолько это желание сильное, что даже столь незначительный сквозняк, как Хлестаков, может закрутить, подхватить: но не унести в красивую жизнь, как бы этого ни хотелось.

Хлестаков в исполнении актера Тимура Бурина ловок, пластичен, очень подвижен. Обаяние капризного ребенка в нем смешивается с манерностью «столичной штучки». Возможно, герой ничего собой не представляет в столице, но в провинции его обаяние срабатывает: харизмы достаточно. На сценах Хлестаков представал очень разным. Был он и ловким мошенником, и инфернальным персонажем, и персонажем комедии характеров: В «Кураже» можно увидеть любую из этих ипостасей, все будет зависеть от вашего угла зрения. Но в первую очередь он — человек играющий. И неважно, азартная это игра за карточным столом, любовный флирт или жизненная ситуация, в которой можно поэкспериментировать с собственными масками.

Игра в уездном городе становится игрой опасной: сон разума, особенно тоскующего, рождает чудовищ. Все жители этого города напоминают то ли оборотней, то ли вампиров: городничий (Василий Слинкин) с красными глазами Дракулы, почтмейстер с огромными навостренными ушами, Марья Андреевна с тонким, комариным носиком... Каждый носит на лице маску-отражение своего характера. Видимо, только так и можно выжить в уездном городе: говорить не своими голосами, становиться самими собой лишь на мгновение за время всего спектакля. После пьяного монолога Хлестакова о его роскошной жизни в столице герои неожиданно садятся на край сцены и своими голосами, без резких неестественных движений, совершенно спокойно поют. Только песня не важна, важно ее настроение — льется в зал вся тоска, разливается без удержу... Слом настроения, как всегда, работает: здесь мы, пожалуй, видим одно из сильнейших мест в спектакле.

А Хлестаков, попав в это общество, сам постепенно приобретает его отличительные черты: появляется такой же неестественный грим, с каждым своим появлением на сцене герой становится все больше похож на окружающих. Тоска — она заразна. И единственный выход не заболеть — бежать. Чтобы быть увлеченным в другую игру, забыться в ней, пытаясь вернуть себя...