Молодой режиссер Андрей Зайцев, восхитивший многих своим дебютным фильмом «Бездельники», на этот раз решил доставить радость ровесникам Ромео и Джульетты
Еще до первого официального показа этот фильм неожиданно вызвал гнев неких бдительных граждан, подозреваю, никогда и никого в своей жалкой жизни не любивших. Не видя ни одного кадра из фильма, а основываясь только на выложенном в Cети трейлере и досужих домыслах, эти так называемые активисты-моралисты, щедро расплодившиеся в последнее время, потребовали запрета ленты якобы ввиду пропаганды авторами пьянства, секса, педофилии и прочих страшных вещей. Между тем это одна из самых чистых, нежных, благоуханных, целомудренных картин, которые мне довелось видеть за последние не годы даже, а десятилетия.
Кино для, а тем более про подростков у нас практически не снимается. А ведь именно эта категория зрителей составляет основную аудиторию кинозалов. Голливуд, конечно, регулярно выбрасывает на рынок «Пиратов», «Хоббитов» и всякие прочие замогильные «Сумерки», но это все - экзотические заморские блюда, состряпанные преимущественно в предельно условном жанре фэнтези. А вот увидеть в кино один к одному себя, свою жизнь, свои переживания и комплексы, надежды и страхи, услышать с экрана голос своего поколения - это радость редкая. Молодой режиссер Андрей Зайцев, восхитивший многих своим дебютным фильмом «Бездельники», адресованным преимущественно продвинутой студенческой аудитории, решил на сей раз доставить радость ровесникам Ромео и Джульетты.
Герои Шекспира неслучайно пришли мне на ум. Авторы фильма по-своему интерпретируют шекспировский сюжет. Только они погружают 14-летних влюбленных не в средневековые палаццо, а в унылый антураж современных спальных районов. Но любовь, зарождающаяся между Лешей (Глеб Калюжный) и Викой (Ульяна Васькович), способна на чудеса: она облагораживает даже этот банальный городской пейзаж, насыщая его блеском солнца, чистым дыханием ветра, интимным шелестом листвы - всем этим коротким летним восторгом русской природы, которая словно расцветает вместе с чувствами влюбленных.
Главных героев фильма, в отличие от шекспировских персонажей, разводит не сословная или социальная рознь. Типовые дети типовых родителей, проживающие в типовых квартирах, они учатся в разных школах, и по давно и глупо укоренившейся традиции школы враждуют между собой. И мальчиков, которые заглядываются на «чужих» девочек, принято от души поколачивать, чтоб неповадно было ходить на запретную территорию.
За этим строго следит гроза микрорайона, бритоголовый переросток Волков (Алексей Филимонов) вместе с компанией таких же ущербных подельников. И главным героям придется преодолеть не только свои личные переживания перед непостижимым чудом обрушившейся на них первой любви, не только родительские запреты и ханжество соседей, но и элементарный страх быть униженными, а то и изувеченными отморозками. Но для большой любви - а фильм рассказывает именно о такой, огромной, как небо, любви - нет и не может быть преград. Преодолев их, Леша и Вика в финале познают сладость первых поцелуев и первого трепета юной плоти...
Наверное, сценарий картины не блещет особой новизной: подобные сюжеты мы часто видели в кино, и почти все из нас пережили нечто похожее в своей юности (автор этих строк - вплоть до совпадений в деталях). Но фильм наполнен таким количеством неповторимых подробностей сегодняшнего бытования подростков, окутан такой нежностью авторов к своим прекрасным и чистым героям, пронизан таким щемящим чувством ностальгии по годам первой влюбленности, что банальное в моем пересказе становится на экране свежим, привычное - неожиданным, примелькавшееся - непостижимо новым.
Сделать картину такой точной по атмосфере и авторскому высказыванию режиссеру помогли социальные сети. Андрей Зайцев искал юных актеров не в творческих вузах и ТЮЗах, а «ВКонтакте». Он отсмотрел порядка 1000 (!) претендентов на роли, в ходе этого уникального кастинга сценарий уточнялся, обрастал жизненной плотью, насыщался подростковыми шутками, анекдотами, приколами, клятвами, любимыми героями (для Леши это Сергей Бодров), любимой музыкой (она пронизывает всю ткань фильма). Непедагогично выдавать молодому режиссеру авансы, но мне кажется, что со времен «Ста дней после детства» Сергея Соловьева с таким тонким знанием подростковой психологии и с таким тактом, трепетом и целомудренной чувственностью кино о первой любви у нас не снимали.
Жаль только, что руководство Минкультуры, справедливо благоволящее фильму, который побывал уже на десятках фестивалей от Берлина до Сахалина и везде вызывал фурор у публики, в момент поднятого пуристами скандала дрогнуло и решило выпустить фильм с возрастным ограничением 16+. Хотя, на мой вкус, его можно и нужно смотреть именно с 14 лет. Ведь это тот случай, когда название и содержание фильма идеально попадают в его целевую аудиторию. Но и в 60+, улыбнусь я в свои седые усы, фильм тоже посмотреть не зазорно - чтобы не только вспомнить свою ушедшую юность, но и лучше понять, как сегодня живут, учатся, знакомятся, влюбляются и сходят с ума от любви наши дети и внуки.