7 октября 800 демонстрантов прошли к центру города с плакатами «Руки прочь от ТГТУ!»
Первым итогом попытки реформирования системы высшего образования стал массовый митинг студентов и преподавателей Тамбова, выступавших против слияния двух местных университетов.
Огромная по тамбовским меркам акция — 800 демонстрантов прошли в воскресенье к центру города с плакатами «Руки прочь от ТГТУ!». Выступление направлено против недавнего указа министра образования Дмитрия Ливанова, в соответствии с которым Тамбовский государственный университет имени Державина и Тамбовский государственный технический университет должны слиться в один вуз.
Это только первая ласточка, причем вылупившаяся до срока. В соответствии с действующей программой только в декабре будет закончена работа по инспекции вузов, названы приговоренные к сокращению. В итоге общее количество государственных высших учебных заведений к 2015 году сократится на 20%, а количество их филиалов — на 35%. То есть указов, подобных тамбовскому, после нового года появится пара-тройка сотен.
Надо признать, что вузов и впрямь немало: около 650 государственных, 460 частных. И качество образования оставляет желать лучшего: ни одно наше учебное заведение не входит в первую сотню лучших вузов мира. С другой стороны, в США 4352 вуза. И даже лучший среди них и лучший в мире — Массачусетский технологический институт — стал таковым не за 10 лет, а впервые на
Вообще не очень понятно, как именно зачистка поможет образованию стать качественнее. И главное — почему сокращают именно государственные, а не частные вузы? Скорее всего, причина экономическая: сократив полторы-две сотни госвузов, государство перестанет их дотировать, плюс высвободятся здания и земельные участки в центрах крупных городов. Наверное, это реформаторам кажется более важным, чем сокращение числа преподавателей и доступа к бесплатному образованию. А значит, многим детям из небогатых семей о дипломах придется забыть. И не факт, что в итоге в международных рейтингах наши университеты займут первые места.
К слову, если бы реформу проводил ее автор Андрей Фурсенко, то количество вузов могло сократиться на 70% и прийти к показателю 1917 года, с точки зрения бывшего министра образования, оптимального для России: