- Это по официальным данным. На самом деле 100 тысяч в год заражается и миллион болеет, - уточняет наш собеседник, главный специалист России по СПИДу, руководитель Федерального центра СПИД, академик Вадим Покровский. - Но 600 тысяч не знают, что инфицированы, и продолжают распространять смертельный вирус.
РИСКУЕМ ВСЕ
Получается, каждый день заражается 200 с лишним россиян. Половина - наркоманы и гомосексуалисты. К остальным вирус попадает от постоянных или случайных сексуальных партнеров, даже мужей и жен, не знающих о своей болезни.
Вирус СПИД передается через кровь. Но кровь в небольших количествах случается и при традиционном сексе. Повреждение слизистой, критические дни, инфекционные заболевания увеличивают риск передачи ВИЧ гетеросексуальным путем многократно. По наблюдениям вирусологов, за год постоянного сожительства риск передачи ВИЧ от больного партнера к здоровому - 40%. За 3 года - 100%.
- Я знаю десятки таких историй, - вспоминает Вадим Валентинович. - Ставим мужчине диагноз - ВИЧ. Он выходит из кабинета в состоянии шока. Через час вбегает обратно: "Доктор, ошибка! Я пять лет живу с женой и ни разу не изменял". Проверяем жену. Она тоже ВИЧ-инфицирована. Выясняется, что женщина замужем второй раз. Проверяем первого мужа - ВИЧ-инфицирован. В молодости был наркоманом, заразился ВИЧ, но много лет не знал об этом.
Возникает вопрос: можно ли 5 лет не знать, что у тебя ВИЧ? Оказывается - обычное дело. Можно не знать даже больше. Без нужды наши люди не сдают кровь на спецанализ. Нужда же приходит спустя 10 лет от момента заражения. Когда проявляются первые симптомы финальной стадии заболевания - СПИД.
За 10 лет большинство наркоманов становятся бывшими, то есть завязывают с "кайфом". Часть превращается в респектабельных граждан. Имеют жен и любовниц. И никому не хвастают своим героиновым или метадоновым прошлым. Вот и заражаются ВИЧ у нас 50 на 50. Мужчины в основном через иглу, а женщины через мужчин. Результат - болеет каждый сотый, не считая детей.
НЕУЧЕНЬЕ - ВИЧ
Россия выделяет на решение проблемы огромные деньги. В рамках Нацпроекта по борьбе с ВИЧ- инфекцией - больше 7 миллиардов рублей. Плюс грант Глобального фонда по борьбе со СПИДом. Плюс деньги Всемирного банка. Общая годовая сумма около 8 миллиардов рублей.
Почему же число инфицированных растет с каждым годом все быстрее?
- Дело в отсутствии профилактики, - полагает Вадим Покровский. - 95% денег тратится на противовирусные препараты. Все россияне, нуждающиеся в лечении, получают его бесплатно. Это замечательно, но нужно работать со здоровым населением. А этого не происходит.
Международная практика показывает: чтобы остановить распространение ВИЧ, надо половину выделенного бюджета тратить на пропаганду. В Европе и Америке профилактические анти-ВИЧ программы идут по множеству телеканалов в самый прайм-тайм. Детей в школах обучают, как не заразиться ВИЧ. Внедрены программы на рабочих местах - про опасность СПИДа рассказывают во время спецперерыва. В итоге армия инфицированных в Америке составляет тот же миллион, что и у нас. Только население США вдвое больше.
В России лишь одна компания практикует анти-ВИЧ пропаганду на рабочих местах - "Дженерал Моторс". В школах детей просвещать некому. На российском телевидении, правда, есть передача по борьбе с ВИЧ. Называется "СПИД - скорая помощь". Продолжается 30 минут. Выходит раз в неделю. На канале ТНТ, в воскресенье, в 8 часов 20 минут утра.
В результате никто ничего не знает про ВИЧ. Половина населения думает, что ВИЧ - это болезнь наркоманов и гомосексуалистов. А последних представляют себе с клювом, о шести головах и с копытами. Люди не допускают мысли, что тоже могут заразиться ВИЧ. И ведут себя беспечно.
На самом деле группа риска ВИЧ - все население страны от 14 лет. Благодаря "виагре" возраст этой группы продлился до 70 лет. Больше других подвержены люди обеспеченные, потому что позволяют себе больше сексуальных свобод. Основными очагами болезни служат крупные индустриальные города. На первом месте Питер - 33 тысячи 688 человек состоят на диспансерном учете. Значит, еще в полтора раза больше народу инфицированы, но не знают об этом. За Питером следуют Свердловская область, Москва и Самарская область с аналогичными показателями.
- А ведь предупредить вирус просто, - говорит академик Покровский. - Достаточно пользоваться презервативом. Это самое надежное средство против СПИДа. Даже с учетом того, что презервативы иногда рвутся, риск заражения ВИЧ уменьшается в 300 раз. Это значит в 300 раз меньше личных трагедий и разбитых судеб.
ПРИХОДИТСЯ МОЛЧАТЬ
- Сначала я не поверил, - рассказывает "Труду" ВИЧ-инфицированный Алексей, 36 лет. - Повторил анализ сразу в трех других медицинских центрах. Молился, чтобы вскрылась ошибка. Чуда не произошло. Мне везде пришел результат - ВИЧ. Полгода я учился жить с этим. Одновременно узнал, что у жены и сына инфекции нет. Они делали общий анализ по другому поводу. С тех пор пользовался презервативом. Два года не признавался жене, что инфицирован. Ее очень удивляли презервативы. Наконец она спросила: "У тебя что, ВИЧ?" Я признался, и жена ушла от меня. Еще у меня остались друзья и коллеги по работе. Они не знают, что я инфицирован. Лучше бы я и жене не говорил.
- Эта история типична, - соглашается академик Покровский. - Сообщить близким про ВИЧ трудно. Многие готовятся по нескольку лет. Но не от всех уходят мужья и жены. Одна инфицированная женщина вышла замуж за итальянца. Во время близости всегда настаивала на презервативе. Мол, у меня уже двое детей, и третьего я не хочу. Через три года призналась, что больна. Он сказал: "Ты думаешь, я сам не догадался?"
ВИЧ не передается через общую посуду, полотенца и постельное белье. Не передается воздушно-капельным путем и через поцелуй. Вирус СПИДа можно убить каплей обычного спирта. Нет только средства, которое убило бы вирус СПИДа и при этом пощадило бы человека.
Однако сегодня лечат ВИЧ и даже начальные стадии СПИДа. С помощью сложной медикаментозной терапии вирус возвращают в начало инкубационного периода. Его количество в крови доводят до минимума. Настолько, что невозможно зафиксировать. ВИЧ-инфицированные живут нормальной полноценной жизнью с тем условием, что сексуальные отношения для них возможны только с презервативом.
На цивилизованном Западе действуют спецпрограммы по интеграции ВИЧ-инфицированных в трудовые коллективы. Занимаются вопросом профсоюзы. За много лет здоровые европейцы и американцы научились не бояться ВИЧ-инфицированных и жить с ними бок о бок.
У нас профсоюзов нет. Люди боятся ВИЧ как чумы, потому что ничего о нем не знают. Рискнем предположить, что в столице коллеги остерегутся здороваться с ВИЧ-инфицированными за руку или обедать за одним столом. А в маленьком городе зараженный человек вообще станет неприкасаемым.
Российским ВИЧ-инфицированным приходится жить, скрываясь даже от семьи. Может быть, это лишний повод быть аккуратнее?
Из 50 миллионов зараженных ВИЧ всего мира большая часть живет в Центральной Африке. Там есть страны, где заражено 80% населения. И это не мешает российским туристам заниматься сексом с аборигенами. Или отправляться в секс-путешествие в Таиланд, хотя весь мир уже побаивается этой страны по той же причине.
- Мы недавно поставили диагноз ВИЧ красивой и богатой пациентке, - Вадим Покровский вспоминает с сожалением. - Она занималась сексом с черным стриптизером во время поездки в Африку. Без презерватива. Может быть, это новый вид экстрима?
И ВСЕ-ТАКИ ШПРИЦ ВИНОВАТ
Еще одна легенда касается одноразовых шприцев. Считается, что они панацея от СПИДа. Ряд американских компаний-волонтеров бесплатно распространяют однаразовые шприцы в российских губерниях, уверяя, что борются против ВИЧ.
- На самом деле одноразовый шприц порой хуже обычного, стеклянного, - считает Вадим Валентинович. - Стеклянный всегда можно продезинфицировать кипячением, а одноразовый - нет. Больше того, инфекция может передаваться не только через иглу, но и через сам наркотик, через общую емкость.
Способ сократить число зараженных наркоманов есть, считает академик Покровский. Надо запустить производство саморазрушающихся шприцев. А производство одноразовых остановить.
Идея не нова. Технологии имеются у нас и на Западе. Одно "но": такие шприцы в несколько раз дороже одноразовых. Поэтому ввести их можно только распоряжением главного санитарного врача Геннадия Онищенко. Может, стоит издать такую директиву?! Чтобы у нас к 2025 году не было двух миллионов носителей ВИЧ.