Напомним, что в марте этого года экспозицию "Соц-арт" уже видели зрители 2-го Московского биеннале современного искусства. Это работы Виталия Комара и Александра Меламида, Леонида Сокова, Александра Косолапова, Эрика Булатова и других современных художников, приверженцев соц-арта - весьма политизированного направления в авангарде, возникшего в 1970-е как реакция на советскую цензуру в искусстве. Иные из представленных произведений, действительно, созданы в рисковом, эпатажном ключе. Как, например, картина "Эра милосердия" скандально известных Мизина и Шабурова (дуэт "Синие носы"), где изображены целующиеся милиционеры.
По словам министра, если бы это была экспозиция частной галереи, то возможные негативные последствия никак бы не отразились на престиже страны в целом, но ведь за одиозной выставкой стоит наша национальная галерея. Соколов рассказал, что еще в субботу "Соц-арт" находилась на территории России, проходя таможню. "Я предпринял все, что мог, чтобы выставка в Париж не поехала", - отметил он. Однако в данном случае лично Соколов не имеет права на запретительное вето, поскольку "формировать коллекции, которые выставляются за рубежом, могут только экспертные советы".
"В начале октября во Франции выступал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который говорил о нравственности, - напомнил министр. - И первое, что мы делаем после этого, - везем в Париж порнографию. Это станет позором для России, за который нам придется отвечать. И ответственность эта ляжет на руководство Третьяковской галереи".
"Труд" дозвонился в Государственную Третьяковскую галерею. Однако там, в отделе по связям с общественностью, напрочь отказались от каких-либо комментариев, сославшись на то, что в данный момент составляются официальные объяснительные документы, в которых позиция Третьяковки будет представлена наиболее аргументированно и взвешенно. Что ж, подождем. А пока суд да дело, журналисты гадают: а не является ли этот скандал продолжением давнего противостояния между министром Александром Соколовым и формально подчиненным ему главой Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилом Швыдким, чье ведомство курировало 2-ю Московскую биеннале?