ОХОТА ЗА "МАЛЬЧИКОМ С ПТИЧКОЙ"

Из квартиры художницы Татьяны Петрухиной воры унесли шесть старинных икон и полотно кисти знаменитого российского живописца Венецианова. В придачу воры прихватили и несколько старинных золотых монет.

Как сообщают источники в правоохранительных органах, Татьяна Евгеньевна отсутствовала в своей квартире пять дней. Вернувшись, поначалу ничего подозрительного не заметила. Замок не взломан, следов беспорядка в прихожей не было. Зато на стенах, где висели старинные иконы, зияла пустота. Как оказалось, домушники прихватили самое ценное. В заявлении в Дорогомиловское ОВД женщина перечислила похищенные иконы: "Никола Чудотворец с житием" (XIX век), "Апостолы Петр и Павел" (XVIII век), "Невестина" (XVII век), "Купина Неопалимая" (XVII век), "Святой Апостол Евангелист", "Святые Соловецкого монастыря" (XX век).
Кроме того, украли картину художника Венецианова "Мальчик с птичкой" и две золотые монеты с изображением царя Николая Второго. Похищенное хозяйка оценила в 1 миллион рублей. Однако эта сумма весьма условна. Многие специалисты уверены, что похищенное на черном рынке стоит значительно больше.
Однако пострадавшей было не до того. Вечером у Татьяны Петрухиной случился криз, ее пришлось положить в больницу.
Первые заключения сыщиков о краже были неутешительны: по горячим следам найти не удастся. И прежде всего потому, что у грабителей оказалось несколько дней форы. Квартира Петрухиной не была оборудована охранной сигнализацией, а своевременно сообщить о преступлении в милицию было некому. Есть еще одна особенность: в жилище художницы воры проникли без взлома двери. Стало быть, они либо имели дубликаты ключей, либо отмычки. В любом случае можно утверждать, что шли туда целенаправленно, заранее зная, где что лежит. Оперативники продолжают изучать круг знакомств художницы - не исключено, вор находится в ее окружении.
Правоохранительные органы сейчас пытаются установить, кто же мог заказать эту кражу. В МВД России нам пояснили: в последнее время вновь наблюдается ажиотаж по части старинных икон. В связи с этим по стране вновь колесят охотники за ними. В Новгородской, Псковской и других областях зафиксированы многочисленные кражи из храмов и квартир.
Любопытная особенность: если раньше старинные иконы и картины воровали только для того, чтобы переправить их за границу и продать там, сейчас ситуация изменилась. По данным МВД, российские толстосумы за краденые шедевры отстегивают гораздо больше, чем зарубежные покупатели. И мы не удивимся, сказали оперативники, если украденные у художницы иконы всплывут где-нибудь на рублевском направлении.
Впрочем, российские шедевры по-прежнему интересуют и зарубежных ценителей искусства. В тех же США сегодня во многих городах сосредоточены такие ценные произведения наших современных художников, о которых мы можем только мечтать. Ведь в России нынче практически нет крупных художественных произведений современников. Потому и уходят наши картины всеми правдами и неправдами вновь на Запад.
Мы толком даже и не знаем, чем владеют наши частные коллекционеры. Как сообщили "Труду" в Управлении по сохранению культурных ценностей Россвязохранкультуры, отследить какие предметы искусства и в каких количествах находятся сегодня в частных руках невозможно. Конечно, законодательством предусмотрено, что такие ценности могут быть учтены в негосударственной части Музейного фонда России. В этом случае предметы из коллекции фотографируются, а сведения о них вносятся в каталог. Тогда в случае хищения, государственным структурам будет легче их отыскать. Правда, для этого необходима добрая воля владельцев, а большинство собирателей делать это не спешат. Многие даже не понимают, зачем это надо делать. Это ведь в западных странах внесение своей коллекции в реестр дает владельцу хорошие льготы. А у нас, увы...
Обострение нездорового интереса к произведениям старинных мастеров прекрасно почувствовали и частники-коллекционеры. Вот что сказал нам зам. председателя Московского Союза художников Виктор Глухов:
- В частных собраниях сегодня хранится немало художественных шедевров. Однако в последнее время хозяева их стараются об этом не распространяться. А если мы, подготавливая очередную художественную выставку, просим частных владельцев картин предоставить нам для экспозиции их полотна, то часто слышим отказы. Владельцы боятся, что могут лишиться ценностей.
И все же ситуация начинает понемногу меняться. Пока что за счет самих частников-коллекционеров. Вот что говорит Денис Лукашин, генеральный директор одной из страховых компаний, специализирующихся на предметах искусства:
- В последнее время коллекционеры стали гораздо чаще к нам обращаться, и в этом году, объем страхования произведений искусства возрос. Хотя до сих пор осталось немало собирателей, рассчитывающих на "авось": задумываться о сохранности ценностей они начинают только когда что-то уже произошло. Вообще коллекционеры всегда были достаточно закрытыми людьми, и афишировать, что у них имеется, многие еще не готовы. К тому же некоторым это и не выгодно. До сих пор не найдена часть экспонатов из Эрмитажа, хотя есть серьезные основания полагать, что они находятся в России именно в частных коллекциях. Понятно, что нынешние владельцы никогда не будут их страховать. А вообще, страховка стоит от 0,3 до 1 процента от стоимости коллекции. Это небольшие деньги...