НЕ ДУРАКИ ПРИДУМАЛИ ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ

"Занимаясь дорогами, нельзя забывать о второй российской проблеме - дураках", - прямо заявил премьер Михаил Фрадков. Министр финансов Алексей Кудрин поддержал: "Не надо считать, что если мы будем бездумно тратить деньги на дороги, то обязательно решим и проблему дураков".

О деньгах говорил докладчик - министр транспорта Игорь Левитин. Он сообщил, что в странах с переходной экономикой объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры должен составлять от 6 до 10 процентов ВВП.
В России ежегодная потребность транспортного комплекса в средствах составляет 600 миллиардов рублей, а выделяется чуть больше половины - 330 миллиардов. Вывод: надо привлекать частный бизнес, для чего требуется сделать дорожное строительство выгодным. Сейчас подготовлен проект Федерального закона "О платных дорогах". Кроме того, министр предложил разработать еще один закон - о резервировании земель в целях строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта, а также выразил надежду, что Минэкономразвития расширит рамки Закона "О концессионных соглашениях".
Смысл новаций - оградить эту сферу от земельных спекулянтов (дороги еще нет в проекте, а они уже скупают территорию, чтобы потом перепродать). И, напротив, привлечь серьезных инвесторов, которые смогут зарабатывать не только на самих дорогах, но и придорожной инфраструктуре - магазинах, кафе, автозаправках. Минтранс даже запросил для них льготы по земельному налогу, на что немедленно получил отповедь от Кудрина: "Политическое решение по этому вопросу принято, и дискуссия закрыта".
Но самое главное в предложениях Минтранса - бизнес предполагается привлекать в эту сферу только "на давальческой основе", без приобретения прав собственности. То есть по закону о концессиях частные инвесторы получат право строить и в течение длительного срока эксплуатировать объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, ледоколы, аэропорты...). Однако юридически все это имущество будет принадлежать государству. В качестве пилотного проекта, на котором можно "обкатать" эту схему, названа скоростная автомагистраль Москва - Санкт-Петербург предварительной стоимостью 150 млрд. рублей.
Правда, глава Ассоциации по защите прав инвесторов и член Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ Сергей Генералов сообщил, что пока "частный бизнес готов инвестировать в развитие транспортной инфраструктуры России до 1 млрд. долларов", причем лишь "на основе системы государственно-частного партнерства (ГЧП)". Но в настоящий момент в России отсутствует правовая база для использования такого партнерства. На это премьер Михаил Фрадков заметил: "У нас еще не было опыта публичного совмещения государства и бизнеса. Непубличный был, но плохо закончился". И добавил, что, исходя из собственного опыта, он бы "не связывался ни с какими сложными схемами, если бы были возможности просто из бюджета профинансировать".
Тем не менее в бюджете денег мало, и правительство решило, что ГЧП следует развивать. Но с оглядкой, чтобы не породить новый виток коррупции. Отвечать за это назначили Минэкономразвития - ему поручено заняться отбором и экспертизой проектов, которые можно реализовать на условиях ГЧП. Будет доработан и сам предлагаемый механизм сотрудничества власти и бизнеса. "Надо своими решениями подтвердить, что у нас дураков мало, - резюмировал Михаил Фрадков. - По крайней мере на уровне принятия таких сверхважных решений".