От Осташкова дорога бежит приозерными полями, потом рассекает сосновый бор, и вот на холмистой возвышенности предстает поселок Светлица. Спускаясь вниз к Селигеру, неожиданно замираешь от сказочной картины - среди водной глади появляется целый городок, сверкают купола храмов. Это и есть знаменитая Нилова пустынь. С берега к ее воротам проложен деревянный мост. По нему, минуя арку, попадаешь в обитель, где в лесах здание братского корпуса, работают строители, помогают им послушники. В небольшом деревянном домике, где канцелярия монастыря, мы беседовали с наместником обители, архимандритом ВАССИАНОМ.
- По традиции православным святым посвящены иконы, описания их жизни и подвигов. Бронзовая скульптура - что-то необычное! Как вы расцениваете такое событие?
- На все воля Божья! - ответил священнослужитель.- Но я считаю, что преподобный Нил имеет право на этот памятник и заслужил его особым духовным подвигом. Напомню, что по преданию Нил в отрочестве попал в Крыпецкий монастырь, там принял постриг. А в 1515 году он ушел из обители, поселился в Ржевском уезде, на берегу речки Серемхи. За 13 лет уединения претерпел много разных искушений. Однажды во сне он услышал Глас Божий, открывший ему путь к спасению на острове Столобный, на озере Селигер. Когда в 1528 году Нил поселился здесь, остров был необитаем, покрыт глухим лесом. К подвигам монашества (нестяжание, безбрачие) Нил приложил еще один - не позволял себе присесть или прилечь даже на малое время, только при крайнем изнеможении опирался на крюки, вбитые в стены кельи.
В молитвенном служении Богу пробыл Нил на острове 27 лет. По кончине святого к его имени стали добавлять и название острова - Нил Столобенский. Жители Верхней Волги да и всей огромной России знали и чтили Нила за благочестие и обильные дары от Бога. С давних времен его почитатели вырезали небольшие деревянные фигурки Нила, опирающегося на крюки, их приравнивали к иконам. Поэтому установление бронзового памятника - продолжение народной традиции, выражение любви к святому. Теперь он как бы встречает и провожает каждого, приходящего в нашу обитель. А пустынь - особый монастырь.
- В чем же эта особенность?
- Пустынь на острове всегда привлекала внимание паломников. Да, они ходили в Киево-Печерскую лавру, в Троице-Сергиеву лавру и другие известные обители. Но характерно, что первое место по числу паломников занимала в дореволюционной России Нилова пустынь. В день обретения мощей святого Нила, по новому стилю 9 июня, сюда притекало до 35 тысяч паломников, а в течение года - свыше 100 тысяч. Они чувствовали здесь обильную благодать. Не случайно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, участвовавший в перенесении мощей святого из Знаменской церкви Осташкова сюда 9 июля 1995 года, назвал Нилову пустынь "жемчужиной Тверской епархии".
- Но в то посещение Патриарх отметил также, что он со скорбью смотрит на эту намоленную обитель - "вижу, сколько тут сделать надо". Как идет восстановление монастыря?
- В 1594 году иеромонах Герман из Николо-Рожского монастыря испросил у патриарха Иова разрешение устроить иноческую обитель на острове Столобном, на месте, где совершал подвиги преподобный Нил. Этот год и принято считать датой основания пустыни, тогда была построена деревянная церковь Богоявления Господня. За три с лишним столетия пустынь превратилась в небольшой городок с церквами, соборами, гостиницами, пристанью и хозяйственными постройками. Сюда приезжали многие известные люди - художник Иван Шишкин, академик Николай Озерецкий, писатели Петр Киреевский, Александр Островский, Вячеслав Шишков...
В период безбожья, в 1928 году, монастырь закрыли. Власти размещали в храмах всякие учреждения, которые не заботились о сохранении обители, - к слову, фрески в соборах уничтожались даже в 80-е годы прошлого века. Когда в 1991 году пустынь возвратили Русской православной церкви, мы ужаснулись совершенному здесь разору. Только одного мусора было вывезено 600 машин! Братские корпуса были полуразрушены и непригодны для жилья, в храмах служить было невозможно - нет окон, полов, отопления. Но с Божией помощью помаленьку начали все налаживать. За прошедшие 12 лет более или менее восстановлено жизнеобеспечение обители, идет богослужение в Богоявленском соборе...
- Я слышал, что в начале прошлого века революционные власти изъяли в Ниловой пустыни более двух тонн золота и драгоценной церковной утвари. Что-то хоть из этого богатства возвращено теперь?
- Наверное, добра за три столетия имели немало - в монастырь жертвовали и простые люди, и состоятельные купцы, и русские цари. А кто будет возвращать хоть толику? Надо обращаться в суд. Но тогда это надо делать по всей России - пострадали сотни больших и малых обителей. У Церкви сейчас нет на это ни сил, ни времени. Мы заняты восстановлением утраченного. И если кто-то оказывает помощь - принимаем. Собственно, на такие добровольные пожертвования в основном и идет реставрация Ниловой пустыни.
- Отец Вассиан, без малого 50 лет вы служите у святых мощей преподобного Нила. Приходилось ли вам быть очевидцем благодатного воздействия чудотворца на верующих?
- Да, с Божией помощью я служу у мощей преподобного с 1955 года, когда после окончания Духовной академии в Петербурге был направлен в город Осташков. Сперва служил в Знаменском соборе города, а теперь в монастыре. Еще при жизни отшельник Нил помогал многим людям в их немощах. А после смерти у могилы преподобного на острове многократно совершались чудеса: одержимые злыми духами, тяжко больные получали исцеления. Я многократно наблюдал благодатное воздействие святого на прихожан. Помню случай, когда родители принесли девочку, у нее болели ноги, она не могла ходить, ребенка поднесли к мощам преподобного. Начался молебен. И вот к концу службы девочка с детской непосредственностью закричала: "Мама, у меня ноги не болят!" И вышла из храма уже сама, к удивлению и счастью родителей. Но не всегда благодатное воздействие проявляется сразу. Верующие могут почувствовать его и спустя какое-то время.
- Что бы вы пожелали читателям "Труда"?
- Русским людям, в том числе и читателям вашей газеты, я пожелал бы всегда оставаться православными, не вступать в какие-либо секты, не вступать в конфликты, чуждые истинной святости и православному благочестию. И возрождать лучшие традиции Отечества, быть активными участниками этих действий. С горечью думаю, сколько в последнее десятилетие потеряно талантливых людей, которым матери не дали возможности появиться на свет. Надо преодолеть эту демографическую нелепость. И призываю усердно молиться - Нилу Столобенскому, Серафиму Саровскому - всем святым, нашим заступникам и помощникам.