АЛЕКСАНДР БОРОДЮК: ЗАРАБАТЫВАТЬ ИМЯ НАДО ДОМА

Десять лет назад наш футбол еще котировался в мире весьма высоко. Два завоеванных в 80-е годы Кубка кубков, золото сеульской Олимпиады и серебро Евро-1988, выход "Спартака" в полуфинал Кубка чемпионов подняли марку советского футбола. Поэтому, когда в ходе перестройки у наших игроков появилась возможность отправиться за рубеж, многие из них закрепились в Европе - во всех сильнейших европейских чемпионатах наши легионеры были на заметных ролях.

Колыванов и Шалимов в Италии, Мостовой и Карпин в Испании, Канчельскис в Англии, Бородюк, Кирьяков, Черчесов в Германии, Юран в Португалии, как говорится, футбольной погоды не портили. Сейчас некоторые из них, возвратившись на родину, реализуют себя в России уже в качестве тренеров. Один из них Александр Бородюк, забив в чемпионате германской бундеслиги четыре десятка голов, успел дома поиграть в московском "Локомотиве" и самарских "Крыльях Советов", а нынешним летом был приглашен Валерием Газзаевым в тренерский штаб сборной России.
- Александр, как вы считаете, почему российских футболистов в Европе становится все меньше? Игроки пошли у нас не того калибра или теперь нет смысла уезжать из России на заработки?
- Думаю, что причина снижения интереса к нашим игрокам - невысокие результаты национальной команды. Вспомните, стоило сборной Чехии выйти в финал Евро-96, как полкоманды получили приглашения в сильнейшие клубы континента. Мы же с 1988 года если и попадаем на чемпионат мира или Европы, то из группы не выходим. Но хорошие игроки у нас по-прежнему есть. И футбол российский жив...
- Как распределены обязанности среди тренеров сборной России?
- Моя работа заключается в первую очередь в просмотре кандидатов в команду - и дома, и за границей. Свои впечатления докладываю Газзаеву, и уже он принимает решения. Большим достижением Валерия Георгиевича считаю создание тренерского штаба из единомышленников, людей со схожими взглядами на футбол. Латыш, Шевчук, Худиев - для меня почетно попасть в такую команду. Рассчитываю многому научиться, работая бок о бок с Газзаевым.
- В отборочном поединке Евро-2004 с командой Ирландии сборная России показала неплохой футбол.
- Да, уже и первый матч позволяет нам смотреть в будущее с оптимизмом - лишь бы футболисты сборной не снижали свой уровень самоотдачи. Ведь за четыре-пять дней перед очередной игрой невозможно изменить их тактическую или техническую готовность, которая закладывается в клубах. Наша основная задача - настроить ребят на игру, а делать это Газзаев умеет. В сборной должны играть люди, которые считают за честь выступать за свою страну.
- Сборная России явила футбольному миру сразу несколько открытий - Алдонина, Каряку, Кержакова. Есть ли еще в российском чемпионате игроки, от которых можно ожидать ярких дебютов?
- Хорошие футболисты в нашей молодежной сборной - они находятся в поле постоянного внимания тренеров национальной команды. Действительно сильных легионеров можно пересчитать по пальцам, и без введения каких-то ограничений на количество зарубежных гастролеров сложно восстановить утерянную преемственность поколений. Посмотрите - на смену ветеранам приходят игроки, которые моложе их сразу лет на 10-12! А среднего-то звена почти нет...
- Все прелести жизни легионера вы испытали, как говорится, на собственной шкуре...
- Когда я приехал в Германию играть за "Шальке-04", там действовали суровые ограничения на число иностранных игроков. Одновременно на поле могли выйти лишь два легионера, причем это должны были быть футболисты национальных сборных. Приезжий футболист обязан был превосходить местных на голову, чтобы получить место в составе. И это право надо было подтверждать каждый день. Пришлось лезть из кожи вон на каждой тренировке.
- И в "Динамо", и в Германии вы играли на позициях нападающего или - атакующего хавбека. Тем большей неожиданностью стал ваш переход в "Крылья Советов", где Александр Тарханов предложил вам место последнего защитника. Чем это было обусловлено - желанием продлить свою жизнь в футболе?
- Тарханов сразу оговорил, что хочет попробовать меня в роли либеро. Это-то меня и привлекло в плане развития своего футбольного кругозора. Я посчитал, что опыт игры в обороне может пригодиться мне и на тренерской работе. Эксперимент оказался удачным - и свой последний сезон в большом футболе я провел, можно сказать, с прицелом на будущее. Кстати, скажу сразу, что не являюсь сторонником столь модной сейчас игры без последнего защитника, по зонной системе. Чтобы так играть, нужна прямо-таки идеальная согласованность в действиях футболистов, без которой "зона" сразу теряет все свои преимущества. Для того чтобы отшлифовать командные действия, нужно очень много времени. Не случайно ведь сборная Бразилии играла на чемпионате мира с последним защитником, да и мадридский "Реал", сильнейший клуб мира, действует по схожей схеме.
- Новое поколение российских футболистов заметно отличается от выросших в советские времена?
- Очень сильно. Эти ребята и мыслят по-иному, ориентируются на свои жизненные ценности. Они понимают, что все в жизни зависит только от них - надо трудиться, зарабатывать имя в футболе. Могу пожелать им не слишком спешить за границу. Надо сначала заработать авторитет, играя дома, как это сделал Андрей Шевченко. Уехать в 18 и сесть на лавку - это тупик. Многие наши талантливые ребята на этом и сломались. Ведь тренироваться, быть здоровым и не играть - очень тяжело. И никого не волнует, что ты в потенциале сильнее своего конкурента, - на поле выйдет тот, кто лучше готов сегодня.