"КУРСК" ВОЗВРАЩАЕТСЯ ДОМОЙ

Вчера случилось то, для чего экипажи кораблей и судов экспедиции особого назначения почти три месяца вели в Баренцевом море работу, не имеющую аналогов в мировой практике. Теперь можно сказать: моряки и спасатели с нею справились на "отлично". Около 4 часов утра произошло то, во что иные скептики отказывались верить. По команде начальника экспедиции вице-адмирала Михаила Моцака могучим усилием подъемных устройств голландской баржи "Гигант-4" погибшая атомная подводная лодка "Курск" была оторвана ото дна. Очень медленно, по 10 метров в час, огромный крейсер начал свое последнее всплытие.

Конечно, в таком деле лишняя страховка не помешала бы. Но благоприятное погодное окно в Баренцевом море грозит вот-вот разразиться свирепым штормом. И в 11 часов 55 минут, не дожидаясь, когда субмарину удастся окончательно закрепить под килем "голландца", вице-адмирал Моцак приказал начать буксировку в Росляково. Повисшая над бездной на 26 захватах примерно в 50 метрах от поверхности моря, безжизненная атомная подводная лодка вместе с "Гигантом" легла курсом на базу в Росляково. По расчетам, в док она может быть доставлена к среде.
В районе гибели "Курска" остались гидрографическое судно Северного флота "Семен Дежнев" и норвежское судно "Майо". Они будут продолжать экологический мониторинг окружающей среды и подъем обломков, которые остались на дне после того, как отсюда ушел "Курск".
На четырех компьютерных мониторах перед вахтенным лоцманом вся навигационная обстановка - как на ладони - от острова Сальный до причалов Мурманского торгового порта. Похожие на зеленоватых головастиков, радиолокационные отметки от судов сейчас ползут вдоль рекомендованных курсов, и у начальника центра Станислава Токаря есть время поговорить.
- Скорее всего, при подходе "Курска" на сутки любое движение по Кольскому заливу будет запрещено, - рассказывает Токарь. - Хотя сама проводка "Курска" по заливу займет, по расчетам, всего около 5 часов. Где-то на траверзе мыса Ретинский караван войдет в зону ответственности нашего центра. Буксировка "Курска" предполагается со скоростью не более трех узлов, тогда как обычно мы разрешаем движение вдвое быстрее. Успех проводки будет во многом зависеть от направления ветра. Если ветер задует с норда, то, не исключено, кораблям и судам каравана придется отстаиваться где-то под прикрытием высокого берега.
Мне удалось заглянуть в план-график постановки атомной подводной лодки "Курск" в росляковский док. Документ тщательно, до мельчайших деталей, проработан штабом Северного флота. Так вот, всего в корабельном ордере, в центре которого поведут баржу "Гигант-4" с "Курском" под днищем, в Кольский залив в строгом порядке и на установленных дистанциях войдут 14 боевых и вспомогательных единиц. Отряд, похожий на похоронную процессию, растянется на 3,5 мили. Впереди, в боевом охранении, - малый ракетный корабль. За ним - гидрографическое судно ГС-526 с лоцманом на борту. Скорее всего, главным проводником Курска к последнему причалу будет лучший специалист Мурманского морского торгового порта 62-летний старший лоцман Анатолий Сергеевич Иванов.
Впрочем, у ГС-526 будет и еще одна важнейшей задача: дополнительный страховочный промер глубин по курсу ордера.
Следом пойдут 6 морских буксиров и спасательное судно Северного флота "Памир". Они и поведут баржу "Гигант-4", намертво сцепленную с "Курском". Замыкать ордер будет тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" со штабом спасательной операции на борту.
Есть и еще одно обстоятельство, о котором, правда, умолчал мой собеседник Токарь. В случае если заключительный этап буксировки "Курска" придется на темное время суток, точное место кораблей и судов штурманам должны помогать определять навигационные огни на берегу. Только на них теперь надежды мало. Из трех светящихся створных знаков в Кольском заливе ночами горит только Мишуковский створ. Два остальных погасли давно и надолго. Злоумышленники в погоне за цветными металлами вырубили километры кабелей.
Впрочем, понятно, почему об этом молчат мурманские лоцманы. Все равно порт ни на день не остановить. И они, мастера своего дела, привыкли обходиться и без светящихся створных знаков. Пока проносило. Авось повезет и с "Курском".