Репортеры «Труда» вернулись из экспедиции по Северному Уралу
После промелькнувшего лета принято делиться впечатлениями. Вот и нашим путешественникам есть о чем рассказать. Например, про город Ивдель, откуда в 1959 году ушла в свой последний поход туристическая группа Дятлова. Про гору под названием Денежкин Камень, про приятеля Пушкина, проигравшегося в карты. И о многом другом — интересном и до конца не изведанном.
До затерявшегося среди североуральских гор села Всеволодо-Благодатское мы добирались долго. Летели до Екатеринбурга, откуда шесть часов ехали на «Ласточке» в Серов. Продолжили путь на автомобиле на северо-запад, где сделали первую остановку в городе Карпинске, который когда-то назывался поселком Богословский.
Здесь на средства промышленника-мецената Походяшина в 1776 году возле принадлежавшему ему железоделательного завода возвели красавицу-церковь, относящуюся к лучшим образцам уральского барокко (на фото вверху). Стройный белоснежный силуэт ее украшен искусными цветными наличниками и карнизами. Только вот 57-метровую колокольню не сберегли, разрушили в советские годы. Неподалеку от церкви зеленеет роща из могучих лиственниц. Природная красота и архитектурное чудо удивительно дополняют друг друга. Эх, сберечь бы эту красоту для потомков, но расточительны мы до безобразия...
Наш путь продолжается. Километров через пятьдесят мы оказались в Североуральске, где при въезде возвышается другой храм уральского барокко — Петропавловская церковь, которую возвели в 1789 году на средства того же Походяшина. Тот же стройный белый силуэт с сохранившейся колокольней превращает храм в парящий над городом воздушный корабль. Местные говорят, его в 1930-х побоялись снести из опасения повредить взрывом окрестные жилые дома.
Петропавловская церковь уникальна еще и потому, что севернее уже не строили крупных каменных сооружений. Дальше начиналась взбиравшаяся в горы тайга, переходящая в лесотундру и тундру. И хотя севернее строили шахты и добывали железную и медную руду, уголь, но крупных селений практически не появлялось. Поэтому местные жители до сей поры то ли в шутку, то ли всерьез называют Североуральск окраиной цивилизации.
А рядом с храмом стоит монумент, напоминающий желудь. «Мы его так и звали желудем, когда в школе учились», — поясняют двое местных ребят. Как выяснилось, на постаменте красуется фрагмент бокситовой руды. Памятник возвели в 2008-м по случаю 250-летия Североуральска. Насколько богата местная земля рудами, лесом, углем и прочими дарами суровой природы, отдельный разговор. А мы, миновав поселки шахтеров, приближаемся к Ивделю.
Городу, ныне известному тем, что отсюда в 1959 году ушли в свой последний поход участники группы Дятлова. Они погибли при до сих пор доподлинно не выясненных обстоятельствах в глухих местах, ныне известных как перевал Дятлова. О той трагедии написаны книги и сняты фильмы, про перевал знают, кажется, все в нашей стране. Но что именно тянуло ребят в эти края, чем манят они нынешних туристов? Кое-что мы вам уже рассказали, а теперь давайте свернем от Ивделя на грунтовую, проложенную среди глухих лесов дорогу.
Вскоре мы оказались на обширной равнине, окруженной полукольцом предгорий Северного Урала. Вдали виднелась вторая по высоте (1492 метра) гора с экзотическим названием Денежкин Камень. О ней сложено немало легенд, она упоминается в романах и кинофильмах. Здесь, на равнине, обосновались в 1824 году жители села Всеволодо-Благодатское. Считается, что оно расположено у подножья Денежкина Камня, но на самом деле отсюда до горы целых 30 километров.
Село напоминает удаленный от мира скит. На обширной территории группы домов соседствуют друг с другом. В этих крестьянских усадьбах бревенчатые хозяйственные пристройки не являются продолжением жилой части, а находятся в стороне, у самой ограды. Увы, многие из них оставлены хозяевами и медленно разрушаются.
Объединяет же все усадьбы Всеволодо-Благодатского, превращая его в единое целое, возвышающаяся на холме деревянная церковь, которую построили в 1853 году (на фото внизу). Правда, в 1929-м ее превратили в клуб. Но, даже лишившись купола, она сохранила стать и красоту. На двери замок, рядом одиноко растущий могучий кедр. Такие деревья можно увидеть чуть ли не на каждом приусадебном участке села. Чувствуется порода! Где-то тут, в окрестностях, несколько поколений старателей искали золото, но не нашли. К счастью или к печали, трудно сказать...
К числу ярких представителей местного знатного рода относится Никита Всеволодович Всеволожский. Как промышленник и предприниматель, он оставил о себе память на Урале. Думаем, о нем нужно рассказать подробнее, начав с таких строк из «Евгения Онегина»: «Архивны юноши толпою / На Таню чопорно глядят». Архивными юношами во времена Пушкина называли молодых сотрудников Коллегии иностранных дел, занимавшихся архивами. К их числу в молодые годы принадлежал Никита Всеволожский, который был сослуживцем Пушкина по коллегии. Они же входили в общество петербургской дворянской молодежи «Зеленая лампа», заседания которого проходили в роскошном петербургском особняке Всеволожского на Театральной площади. Свое название общество получило по зеленому абажуру в комнате заседаний.
О дружеских отношениях Пушкина и Всеволожского свидетельствует написанное поэтом 27 ноября 1819 года послание Всеволожскому, которое начиналось со строк: «Прости, счастливый сын пиров, / Балованный дитя свободы!». Оно было зачитано на одном из заседаний «Зеленой лампы». Интересно, что в год написания послания поэт проиграл Всеволожскому тысячу рублей в карты и в качестве оплаты отдал тетрадь своих стихотворений, которую удалось выкупить только в 1825 году.
Азартные увлечения Всеволожского до добра не довели. В немецком Висбадене он вмес-те с женой проигрался в пух и прах и оказался в долговой тюрьме, где и скончался в 1862 году. Его жена, схоронив мужа в этом городе, в ужасе покинула Германию, долго скиталась по Европе, пока не возвратилась в Россию. Обосновалась и закончила свой земной путь в местах, где некогда находились принадлежавшие ее супругу уральские заводы.
Такие вот истории сопровождают путешественников в экспедициях по Северному Уралу.