Купить машину за рубежом - заманчивое предложение. Но и тут хватает подводных камней…
Свято место пусто не бывает. Пословица наглядно передает ситуацию на российском автомобильном рынке, который постепенно восстанавливается после ухода западных концернов. Освободившуюся нишу пытается занять АвтоВАЗ, но волжане испытывают отчаянный дефицит электроники и других компонентов. В результате российские автодилеры отправились на поиски новых и подержанных иномарок в Белоруссию и Казахстан. Укрепление курса рубля сделало такие сделки вполне выгодными, однако новый для рынка тренд не укрылся от глаз мошенников. И те уже раскинули сети.
По данным аналитического агентства «Автостат», российский рынок новых автомобилей постепенно выходит из коллапса. В августе на учет в ГИБДД поставлено более 42 тысяч транспортных средств — соответственно на 20 и 55% больше, чем в июле и в мае. Хотя на фоне недавних лет эти цифры все равно провальные. Судите сами: за первые восемь месяцев 2022 года в России было продано 430 новых легковушек, а за аналогичный период 2021 года — 1,053 млн авто. Чувствуете разницу?
До неузнаваемости изменилась и структура рынка. Доля отечественной машины Lada впервые за последние полтора десятка лет достигла 37%. Но еще быстрее захватывают наш рынок восточные соседи. Во втором квартале более 80% из почти 27 тысяч ввезенных иномарок имели китайское происхождение, а доля импорта из западноевропейских стран сократилась до жалких 2%. При этом ценовая вакханалия на рынке вышла на качественно новый уровень.
В поисках адекватных альтернатив дилеры и частные покупатели обратили взор на рынки сопредельных государств, где санкционное давление ощущается не так сильно, как в России. Это прежде всего соседние Белоруссия и Казахстан. Укрепление рубля повысило покупательную способность россиян.
Однако предложение новых автомобилей на белорусском рынке быстро иссякло. Основная причина — логистика. Многие белорусские дилеры получали автомобили с российских заводов, которые теперь в основном остановлены. Организовать новые каналы поставок непросто в условиях дефицита полупроводников. Поэтому в Белоруссии сделали ставку на подержанные иномарки, которые теперь стоят в местных автосалонах на самых видных местах. Цены вполне гуманные: например, 3-4-летний VW Polo с пробегом до 50 тысяч км и в приличной комплектации реально найти за 1,3-1,4 млн рублей. В Москве такой автомобиль будет стоить как минимум на четверть дороже. А за трехлетнюю Mazda CX-5 с пробегом 35 тысяч км и двухлитровым мотором на доске бесплатных объявлений с меня запросили 2,2 млн рублей. Выгодное для москвича предложение — у нас таких днем с огнем не сыскать!
В Казахстане новых иномарок куда больше, да и каналы поставок на местный рынок более разнообразны (в том числе через Объединенные Арабские Эмираты). До последнего времени у местных дилеров оставались в наличии практически все ходовые модели, причем по «антикризисным» ценам. Например, бизнес-седан Audi A4 в конце августа стоил здесь 2,2 млн рублей, А6 — немногим меньше трех.
Такой дисбаланс спроса, предложения, а главное, цен моментально нашел отражение в таможенной статистике. Если за весь 2021 год из Казахстана на территорию только Приволжского федерального округа было ввезено 88 автомобилей, то по итогам восьми месяцев 2022 года их было уже больше 2 тысяч.
Одна из таких иномарок теперь принадлежит Анатолию, банковскому служащему из Москвы. Он взял отпуск за свой счет, чтобы съездить за выбранной автомашиной в Уральск. «Самым сложным перед поездкой в Казахстан было найти банк в Москве, который работал бы с тенге, — рассказывает Анатолий. — На оформление всех документов ушло около 35 тысяч рублей. Но всем, кто хочет повторить мой опыт, я рекомендую воспользоваться услугой доставки машин по железной дороге. Стоит это не больше 100 тысяч рублей, а ремонт подвески после перегонов по региональным дорогам может обойтись гораздо дороже».
Правда, по словам экспертов, «живых» машин в Казахстане остается все меньше. С учетом того, что с местным рынком стали плотно работать не только частные, но и юридические лица из России (автосалоны, осваивающие параллельный импорт), в Казахстане спрос уже несколько месяцев превышает предложение. По словам независимого автоэксперта Сергея БУРГАЗЛИЕВА, в лучшем случае эта ситуация приведет к тому, что цены на новые автомобили в России и Казахстане сравняются, в худшем — Казахстан тоже будет испытывать острый дефицит новых иномарок.
Тем временем параллельный импорт новых и подержанных иномарок быстро «осваивают» мошенники. За последние пару месяцев они создали сотни фейковых сайтов, групп в социальных сетях и каналов в мессенджерах, посвященных этой теме. Все якобы специализируются на помощи в подборе транспортных средств в Японии, Казахстане или Китае, а также помогают в транспортировке и растаможке авто. Вот только в реальности все эти посредники преследуют совсем другую цель — довести жертву до перечисления аванса, после чего доброхоты перестают отвечать на телефонные звонки.
По словам специалистов по информационной безопасности, в настоящее время в Рунете действуют около 400 мошеннических площадок, предлагающих услуги в подборе, покупке и доставке автомобилей из-за рубежа. Средний размер похищаемых ими в качестве аванса средств составляет около 300 тысяч рублей, а жертвами лжепосредников могли стать уже тысячи россиян.
P.S. Как не пополнить ряды пострадавших? Все вроде бы просто: или ехать за рубеж за понравившейся машиной самостоятельно (а тут тоже хватает подводных камней!), или выбирать из того, что уже привезли в Россию в рамках параллельного импорта дилеры. Правда, в этом случае выигрыш в стоимости авто будет минимальным.