Самолеты наши, жизни — чужие

Как мир отреагирует на гибель иностранцев под Ярославлем?

Среди тех, для кого рейс из Ярославля в среду оказался последним, были и граждане других государств. В частности, хоккеисты Йозеф Вашичек (Чехия), Павол Демитра (Словакия), Стефан Лив (Швеция). Если бы не они, на Западе, вероятно, не было бы столь пристального внимания к крушению российского самолета. Но сейчас оплакивают погибших родных не только в России.

Для нашей страны это может обернуться неприятными последствиями. Во-первых, уровень доверия к отечественной авиации сильно падает и без катастроф. Парк стареет, новых самолетов почти не выпускают. В такой ситуации логично, что падение далеко не самого старого по авиационным меркам Як-42 (он был выпущен в 1993 году, этим летом в августе прошел техническое обслуживание в Казани) сильно подрывает репутацию отрасли. Ни для кого не секрет: многие из нас, покупая билеты на самолет, стараются попасть на рейс самолета иностранного производства. К старым «тушкам» и их младшим собратьям доверия мало.

Это особенно важно для России, так как на носу два крупных международных мероприятия — Универсиада в 2013 году и Олимпиада в 2014-м. В нашу страну хлынет поток иностранцев, и значительной части приезжих придется воспользоваться услугами отечественных авиакомпаний.

Оговаривать отечественные самолеты никто не хочет. Однако человеческая жизнь дороже самого дорогостоящего самолета. Насколько проектируемые и готовящиеся к производству новейшие российские лайнеры будут соответствовать самым строгим критериям безопасности? С каждой новой катастрофой у потенциальных покупателей нашей техники появляется все больше вопросов.

Впрочем, руководитель комитета по авиационной безопасности Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Валерий Колчанов считает, что неправильно винить во всем технику и огульно хаять наши самолеты. «В 80% случае виноват человеческий фактор, это надо помнить. А антипропаганда и истерия авиационной отрасли не помогут», — считает эксперт.

Кто заплатит за гибель хоккеистов

Не исключены юридические последствия и для тех, кто в результате будет признан виновным в крушении самолета. Так, если, например, в качестве причины будет названо некачественное топливо, родственники погибших могут взыскать компенсацию с тех, кто производил или продавал авиационный керосин. В первую очередь, как показывает мировая практика, на такой шаг пойдут именно иностранцы. И тогда неприятный шлейф этой трагедии будет еще длиннее.

История хоккейного «Локомотива»

В 1966 году в Ярославле был построен крытый каток, и в дальнейшем местное «Торпедо» успешно выступало во всесоюзных, а потом и в российских первенствах. Взлет этой команды в первую очередь связан с приходом известного специалиста Петра Воробьева — под его руководством ярославцы в 1997 году стали чемпионами страны. В 2000 году клуб был переименован в ХК «Локомотив». А в 2002 году под началом чешского тренера Владимира Вуйтека ярославская команда повторила успех пятилетней давности. Через год ХК «Локомотив» снова стал сильнейшим. Из самых именитых хоккеистов, которые в составе ярославского клуба готовились к первому матчу регулярного первенства, в первую очередь отметим легионеров из Восточной Европы, давно выступающих за свои национальные сборные. Это 36-летний Павол Демитра из сборной Словакии, 30-летний Йозеф Вашичек, 31-летний Ян Марек, 32-летний Карел Рахунек из сборной Чехии, 37-летний ветеран латвийской дружины Карлис Скрастиньш, извест-ный шведский вратарь 30-летний Стефан Лив. Что касается россиян, то среди погибших оказалось очень много перспективной молодежи. Эти хоккеисты могли бы стать опорой нашей сборной уже в ближайшие годы.

Цифры

Самые страшные трагедии в спорте

Футбол,«Торино». 3 мая 1949 года

Итальянская команда «Торино» летела домой с гостевого матча с лиcабонской «Бенфикой». Когда до Турина оставалось совсем немного, пилот потерял ориентацию в пространстве из-за тумана, и самолет врезался в землю. Погибли все пассажиры (31 человек). Избежал гибели лишь футболист Лауро Тома, не полетевший в Лисабон из-за травмы.

Хоккей, ВВС. 7 января 1950 года

В результате крушения самолета Ли-2 в свердловском аэропорту Кольцово погибли 19 членов команды ВВС, в том числе 11 хоккеистов. По счастливой случайности в самолете отсутствовали звезды команды Всеволод Бобров, Виктор Шувалов и Александр Виноградов. Они составили костяк нового коллектива, впоследствии добившегося значительных успехов в первенстве СССР.

Футбол, «Манчестер Юнайтед». 6 февраля 1958 года

Самолет манкунианцев, осуществлявший рейс Белград — Манчестер, остановился в Мюнхене на дозаправку. При взлете он не смог набрать необходимую скорость из-за сильного снегопада и врезался левым крылом в стоявшее неподалеку здание. Погибли 23 человека из 44 находившихся на борту.

Фигурное катание, сборная США. 15 февраля 1961 года

«Боинг-707» разбился при посадке в Брюсселе. Из 73 пассажиров 34 были членами сборной США по фигурному катанию, направлявшейся на чемпионат мира в Прагу. Первенство было отменено в знак скорби по погибшим.

Олимпийская сборная Израиля. 5 сентября 1972 года

Во время проведения Олимпийских игр в Мюнхене был совершен теракт, ответственность за который взяла на себя радикальная палестинская организация «Черный сентябрь». От рук террористов погибли 11 членов израильской олимпийской сборной (4 тренера, 5 спортсменов, 2 судей).

Регби, сборная Уругвая. 13 октября 1972 года

В высокогорье Анд потерпел крушение самолет с 40 уругвайскими регбистами на борту. Выжившие (21 человек) не имели достаточных запасов пищи и источников тепла для выживания на высоте 3600 метров, а власти через некоторое время прекратили поиск самолета. Были зафиксированы случаи каннибализма. Спустя 72 дня потерпевших обнаружили чилийские фермеры.

Футбол, «Пахтакор». 11 августа 1979 года

Ту-134 с футболистами ташкентской команды «Пахтакор» на борту столкнулся с другим самолетом в небе над Днепродзержинском. По официальной версии, причиной послужила ошибка диспетчера, не давшего команду экипажу набрать высоту. Решением футбольного руководства в течение трех следующих лет «Пахтакору» было гарантировано место в высшей лиге чемпионата СССР независимо от результатов.

Футбол, голландские футболисты. 7 июня 1989 года

При посадке в аэропорту столицы Суринама Парамарибо из-за ошибки пилота разбился самолет, выполнявший рейс из Амстердама. Из 176 погибших 23 были голландскими футболистами суринамского происхождения, летевшими на товарищеский матч. Лишь случайность не позволила знаменитым Рууду Гуллиту и Франку Райкарду отправиться тем рейсом.

Футбол, сборная Того. 8 января 2010 года

Автобус сборной Того, направлявшийся на Кубок африканских наций в Анголу, был обстрелян сепаратистами из группировки «Фронт освобождения анклава Кабинда». Погибли 3 человека, все футболисты остались в живых. По указанию правительства Того команда покинула Кубок. Сам турнир был под угрозой срыва, но в итоге он все-таки состоялся.