"Мы проведем предупредительную акцию протеста с требованиями к руководству страны снизить цены на бензин, дизельное топливо и авиакеросин, а также ввести госрегулирование ценообразования и контроль за стоимостью энергоносителей в России", - заявил вчера заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Олег Нетеребский.
Акцию протеста поддерживают профсоюзы работников автотранспорта, водного и железнодорожного транспорта, авиаработников, Всероссийское общество автомобилистов и другие общественные организации. Ранее Нетеребский заявлял, что на улицы выйдет около миллиона человек, однако согласно опросу "Труда" акция будет носить менее масштабный характер. Так, например, на митинге в Ростове-на-Дону перед областным Домом Союзов соберется около 2 тысяч человек, в Хабаровске на Соборной площади - около 5 тысяч человек, в Волгограде у Дома Союзов - около 1,5 тысячи человек. В Москве акция состоится на набережной Тараса Шевченко, на митинг придет 1,5 тысячи человек.
Председатель общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Виктор Мохначев не исключает, что на время проведения акций протеста возможна приостановка работы общественного транспорта.
ПОЛЗУЧЕЕ СНИЖЕНИЕ
По данным Росстата, с января по июль 2008 года розничные цены на автомобильный бензин выросли на 20,5% (на АИ-92 - на 19,6%). По мнению ФНПР, ситуация с ростом цен на топливные продукты приведет к кризису транспортных организаций, ведь на таких предприятиях доля расходов на ГСМ составляет до 60%.
Резкое удорожание неф-тепродуктов к середине лета уже привело к неспособности авиакомпании AirUnion обслуживать рейсы: некоторые пассажиры провели в аэропорту неделю в ожидании вылета самолета.
Кризисная ситуация привела к снижению оптовых цен на топливные продукты: "Государство дало прямое указание снизить цены на керосин, никаких антимонопольных разбирательств не было, - говорит "Труду" генеральный директор Торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский. - В результате цены на авиакеросин снизились на 10% по сравнению с июлем и достигли майских значений".
Однако проблем у авиаперевозчиков от снижения стоимости топлива меньше не стало. "У заправщиков керосин есть, но из-за ситуации с AirUnion банки приостановили работу с авиакомпаниями. - продолжает Островский, - Авиакомпании остались без оборотных средств и сократили закупки топлива".
Стали снижаться цены и на бензин, но пока это ощутили только оптовые закупщики. "Оптовые цены на АИ-92 с июля снизились на 20%, а розничные - всего на 0,9%, - рассказывает "Труду" директор по развитию и маркетингу ИЦ "Кортес" Павел Строков. - Розничные продавцы объясняют это тем, что когда цена закупки росла, они удерживали цены и работали с нулевой прибылью". Теперь разница между закупкой и продажей должна нормировать их прибыль.
ДЕЛО НЕФТЯНИКОВ
О том, что будет происходить с ценами на топливо дальше, станет понятно после 10 сентября, но связано это не с забастовкой профсоюзов. Дело в том, что в этот день Федеральная антимонопольная служба рассмотрит "дело нефтяных компаний". Напомним, что в ценовом сговоре на рынке авиакеросина и дизельного топлива подозревают "Газпромнефть", "ЛУКОЙЛ", "ТНК-BP Холдинг", НК "Роснефть", "Сургутнефтегаз".
По мнению Павла Строкова из ИЦ "Кортес", если будет принято решение о штрафе за ценовой сговор, то стоимость топлива в рознице не изменится. "Однако если будет принято решение привязывать к мировому уровню не только оптовые, но и розничные цены, то из-за падения нефти до 100 долларов за баррель стоимость литра бензина должна упасть", - говорит эксперт.