СТУПАЙ В ОБЩЕДОСТУПНУЮ!
290 лет назад, в сентябре 1714 года, по распоряжению Петра I в
СТУПАЙ В ОБЩЕДОСТУПНУЮ!
290 лет назад, в сентябре 1714 года, по распоряжению Петра I в России появилась первая общедоступная библиотека. Таковой ее, конечно, можно назвать с большой натяжкой. Но, главное, что тенденция была обозначена. Фонды петровской библиотеки, открытой для всех, состояли из скромного собрания книг Летнего дворца. Это были книги и рукописи царских библиотек и бывшего Аптекарского приказа, вывезенные из Москвы. Полноценная же публичная библиотека была открыта в Петербурге лишь сто лет спустя. Ныне это Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина.
Стоит напомнить, что первая известная историкам библиотека Древней Руси была основана еще в начале XI века Ярославом Мудрым и находилась в Софийском соборе в Киеве. Считается, что замечательную библиотеку собрал Иван Грозный, которую так запрятал, что ее до сих пор безуспешно ищут.
Короче, долог был путь к первой библиотеке общего пользования - длиною в семь столетий. Но если учесть нынешнее состояние нашего библиотечного дела, то, похоже, обратный путь мы можем проделать гораздо быстрее.
УСИЛЕННЫЙ ВАРИАНТ
Событие не столь уж знаменательное, но вспомнить о нем все же не мешает. 240 лет назад, 11 сентября 1764 года, на российских дорогах появились верстовые столбы. Те самые, о которых Пушкин писал: "только версты полосаты попадаются одне".
А до этого, как известно, в нашем Отечестве расстояние было принято измерять часами, днями, неделями, месяцами, нередко и годами. Помните, "три года скачи - не доскачешь"? Что ни говори, а новшество несколько приблизило нас к цивилизованной Европе и принесло изрядные облегчения путешественнику. Однако мы еще долго пользовались доморощенной единицей измерения - верстой, которая хоть и не намного, но все же будет подлиннее ихнего усохшего километра.
Давно уже мы перешли на метрическую систему, установили вместо верстовых километровые столбы, и почти у каждого - для порядка - сотрудники ГИБДД, тоже, кстати, "в полосочку". Вот уж мимо кого просто так, вернее, "за так" не проскочишь. Кроме тех, кому очень надо проскочить. Всякий раз почему-то вспоминаешь об этом, когда то там, то здесь рванет.