БЕДНЫМ МОЖНО И НЕ БЫТЬ

30 миллионов россиян находятся за чертой бедности. А ведь среди бедняков немало тех, кто мог бы самостоятельно вывести себя из этого унизительного положения, будь на то условия. Рецепт победы над бедностью мог бы быть в развитии малого бизнеса. Как обстоят дела в этой сфере? С таким вопросом наш корреспондент обратился к президенту Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Сергею Борисову.

- К сожалению, - говорит он, - малый бизнес в России перестал расти еще 10 лет назад. Многие не выдерживают особенностей нашей действительности и сворачивают дела, на их место приходят другие, но с тех пор общее число малых предприятий застыло на отметке 890,9 тысячи. Из-за такой малочисленности малый бизнес никак не может встать в цепочку технологического взаимодействия с крупными предприятиями. А это в свою очередь приводит к его неконкурентоспособности.
- Что мешает его развитию?
- Причин множество. В первую очередь это произвол чиновников, коррупция и несовершенство законодательства. По данным исследования "ОПОРЫ РОССИИ", которое мы назвали "Рейтинговая карта нарушений прав предпринимателей", временные и финансовые издержки в расчете на одного работника малого предприятия составляют до 70 часов и до 10 тыс. рублей в год. Это означает, что фактически среднестатистическое малое предприятие из двадцати человек должно иметь в штате одного "специалиста по преодолению барьеров". А проще говоря, человека, который будет заниматься только "договариванием" с властями.
- Значит, административная реформа, о которой так много говорили, так и не смогла облегчить жизнь предпринимателям?
- Наши исследования также показали, что там, где предпринимательство развивается успешнее, "аппетиты" нечистых на руку чиновников повышаются. То есть чиновник, прежде всего местный, в своем регионе - всесилен. По принципу "своя рука владыка" он ловко отсекает неугодных и "регулирует" конкурентную борьбу. Поймать его за руку практически невозможно, потому что чиновники не несут никакой персональной ответственности. Значит, административная реформа нужна не только на стадии реконструкции федерального уровня власти. Еще острее в ней нуждается власть региональная и муниципальная. Именно она под видом борьбы за внешний облик городов изгоняет предпринимателей с арендуемых площадей, с рынков, прикрываясь представителями СЭС, пожарных, милиции. А ведь на рынках и в уличной торговле сконцентрировано основное количество рабочих мест для так называемого самозанятого населения.
- За помощью предприниматели могут куда-то обратиться?
- Самая прямая дорога - в суд. Однако, как показывает практика, даже если он и выносит решение в пользу предпринимателя, это не означает, что оно будет выполняться. А чаще бизнес погибает, вообще не дождавшись решения суда. Кроме того, малому бизнесу очень мешают высокие арендные ставки на производственные и торговые площади и отсутствие доступа к финансово-кредитным ресурсам.
- Каков же выход из сложившейся ситуации?
- Во-первых, продолжение административной реформы. Нас обнадеживает президент, который в послании к Федеральному Собранию особо отметил, что решать проблему бедности необходимо через развитие малого и среднего бизнеса, и призвал развивать предприимчивость россиян. "ОПОРА РОССИИ" со своей стороны разрабатывает Программу содействия развитию микропредпринимательства и самозанятости граждан. Но думаю, что самый реальный путь лежит через консолидацию бизнеса в отстаивании своих интересов в диалоге с властными структурами всех ветвей и уровней. Один в поле не воин. Можно ходить по инстанциям, заваливать их жалобами, просьбами и требованиями, искать лазейки, давать взятки и т.д., но все это замкнутый круг. И его необходимо разорвать.
- Консолидация в борьбе за свои права - процесс непростой и нескорый. За это время люди могут совсем потерять веру в свои силы.
- Несмотря на трудности, опросы общественного мнения показывают, что 2/3 экономического активного населения России все равно хотело бы реализовать себя в бизнесе.
- А в каких сферах?
- Повсеместно лидером рейтинга по-прежнему остаются торговля и общественное питание, в которых трудятся 35 процентов предпринимателей. Интерес к другим сферам зависит от региона. В Москве, например, 15 процентов нашли применение своим силам в строительстве, 12 - в производстве товаров, 10 - в науке. Находят предприниматели свою нишу и в образовании, и в ЖКХ, и в связи - да практически во всех отраслях, востребованных на их малой родине. Убрав барьеры, а значит, непроизводственные издержки, уже сейчас силами пока немногочисленного малого предпринимательства можно дать стране до полумиллиона рабочих мест. Это ли не борьба с бедностью!
Российский малый бизнес дает 13 процентов внутреннего валового продукта, в то время как в западных странах его доля в ВВП составляет от 50 до 80 процентов.
В нашей стране в этой сфере занято 17 процентов трудоспособного населения (около 8 миллионов человек), в США - 95 процентов.
На 1000 россиян приходится всего 6 малых предприятий. Это один из самых низких показателей в мире.