НА СТАРТЕ

Данные проведенного Центром стратегического анализа и прогноза совместно с Центром изучения общественного мнения "Глас народа" 18-26 августа очередного экспертного опроса (50 экспертов - политологов, журналистов, политических функционеров и штатных экспертов спецслужб) позволяют оценить потенциал ведущих политических партий по различным параметрам.

Оценки силы региональных партструктур пока, пожалуй, позволяют считать только "Единую Россию" и КПРФ партиями в привычном смысле слова. Они обладают разветвленной региональной сетью. Остальные (особенно СПС) имеют много проблем с местными отделениями. Исключение - Народная партия. Ее местные отделения особенно сильны в тех регионах, где есть депутаты-одномандатники, на которых опирается эта партия.
Львиная доля "административного ресурса" отдана "Единой России". За оставшуюся малую часть борются КПРФ (регионы "красного пояса") и Народная партия (позиционирует себя как партия региональных элит, что импонирует некоторым губернаторам).
На "программно-идеологический ресурс" ставит КПРФ - ее установки давно всем известны. Программа ЛДПР на сегодняшний день выражена практически в одном слогане на билбордах: "Мы за бедных! Мы за русских!". На 3-е место эксперты поставили "Яблоко" - видимо, вспомнив, что именно "Яблоко" со времен программы "500 дней" является чемпионом по написанию всякого рода программ в нашей стране. Программа "Единой России" состоит теперь уже из двух слоганов: 1) "Вместе с президентом!", 2) "Единая Россия - сильная Россия!". Пока этого, видимо, достаточно. "Нравственный протест" Народной партии раскрывается через требования восстановить смертную казнь, ограничить аппетиты олигархов и "Насилие - вон с телеэкрана!".
По яркости и масштабу PR-акций на 1-е место вышла "Единая Россия", отодвинув ЛДПР. Однако "партия власти", по мнению экспертов, берет свое в значительной мере количеством мероприятий. На 3-е место вышла КПРФ, хотя заметных PR-акций у коммунистов в последнее время не видно. Видимо, начал работать пресловутый "красный PR" с пропагандой "от двери к двери". Рядом СПС и Народная партия, последняя - явно за летнюю акцию со сбором 7 500 000 голосов населения в поддержку своих инициатив.
Ситуация с электоральной поддержкой практически не меняется из месяца в месяц, что достаточно естественно. "Если бы выборы были в ближайшее воскресенье", то лидерами оказались бы "Единая Россия" и КПРФ. 3-е место заняла бы, вероятно, ЛДПР, за "проходной балл" в 5% поборолись бы "Яблоко", СПС и Народная партия. Практически этим бы и ограничился список политических игроков. Однако мы помним, что в такой постановке вопроса таится доля лукавства: в ближайшее воскресенье выборов в Госдуму точно не будет. Значит, у партий есть время для наращивания этого и других ресурсов.