"АРАФАТ ТОРПЕДИРОВАЛ МОЮ РАБОТУ"

В минувшую субботу произошли два события, которые если не прямым, то косвенным образом, несомненно, связаны между собой. Трудно считать простым совпадением то, что в 12 часов дня палестинский премьер Махмуд Аббас (Абу Мазен) подал в отставку (Арафат ее принял), а в 4 пополудни израильский вертолет обрушил бомбу весом в четверть тонны на трехэтажный дом в Газе, где в ту минуту проходило совещание верхушки экстремистской организации ХАМАС с участием ее духовного лидера шейха Ахмеда Ясина.

Причина такого шага Абу Мазена связана, прежде всего, с серьезными разногласиями, возникшими у него с "непотопляемым авианосцем" палестинской политики - Ясиром Арафатом. Это выяснилось в тот же день, когда Абу Мазен, выступая на заседании палестинского законодательного совета, заявил: "Президент Арафат торпедировал мою работу, обрекая на провал все, что я делал". Он также подчеркнул, что Израиль и США "обманули его, не предоставив фактически никакой поддержки, что привело правительство к полному краху".
Комментируя отставку Абу Мазена, палестинские СМИ подчеркивают, что она не вызвала особого удивления в автономии. Об этом, в частности, заявил палестинский министр пропаганды Набиль Амр: "События, происшедшие накануне открытия заседания законодательного совета, нанесли Абу Мазену большую обиду". Амр имел в виду бурную демонстрацию членов военного крыла организации ФАТХ, которые пытались ворваться в здание парламента и называли премьера "предателем и коллаборационистом".
В местных политических кругах считают, что Абу Мазен, подавая прошение об отставке, пытался убить двух зайцев. С одной стороны, усилится международное давление на Арафата, чтобы он передал премьеру (кто бы им ни был) более широкие полномочия. Кроме того, теперь США и Израиль, если они желают спасти "мирный процесс", будут просто вынуждены предпринять решительные меры. А из канцелярии премьер-министра Ариэля Шарона пока поступило лишь заявление о том, что Израиль "не примет палестинского правительства, которым будет руководить Арафат или кто-то из его приспешников". Министр иностранных дел Сильван Шалом "усилил" эту позицию, заявив, что "Арафат - часть проблемы, а не ее решение". Многие другие министры, а также ряд депутатов кнессета выступили с требованием немедленно депортировать Арафата.
Хотя правительство Израиля объявило мишенью всех членов ХАМАСа - от рядовых боевиков до шейха Ахмеда Ясина - до недавнего времени мало кто верил, что очередь Ясина наступит так быстро.
Бомба разрушила третий этаж, а Ясин с его людьми находился на первом, и его вывезли из здания буквально за минуту до взрыва, услышав рев вертолетных двигателей. Престарелый и парализованный шейх получил легкое ранение в плечо и был переправлен на одну из явочных квартир ХАМАСа в секторе Газа. Там он заявил, что "в случае его гибели появятся 100 тысяч новых ахмедов ясинов и Израиль дорого заплатит за свое преступление". Пресс-секретарь этой организации Абдель Азиз ар-Рантиси пригрозил: "Врата ада раскрылись. Отныне нет и не может быть места для переговоров. Остается единственный путь - путь мести!"
В Израиле не скрывают, что покушение на шейха, которое одни называют неудачей, другие - предупреждением, было согласовано и утверждено на самом высоком уровне. По сведениям местной радиостанции РЭКА, операцию санкционировали глава правительства, министр обороны, начальник генерального штаба и шеф общей службы безопасности.
Свою "бомбу" сбросили в субботу министры иностранных дел Евросоюза, собравшиеся на севере Италии. Они единогласно проголосовали за то, чтобы включить в список террористических организаций и политическое руководство ХАМАСа, заморозить все его счета в европейских банках.
Спекуляции относительно преемника Абу Мазена идут полным ходом. Палестинские источники считают, что один из наиболее вероятных кандидатов на пост премьер-министра - председатель парламента Ахмад Куреи (Абу Алла). Исполком ООП одобрил его кандидатуру, которая была выдвинута Арафатом.