В борьбе с титанами современного экрана, среди которых были - ни много ни мало - Такеши Китано, Марко Белоккио, Маргарет фон Тротта, Майкл Уинтерботтом, Мануэль де Оливейра, фильм Звягинцева получил престижную премию за лучший дебют и главную награду киносмотра - "Золотой лев Святого Марка". Такого грандиозного успеха новое российское кино еще не знало. Напомню, что из дебютантов только Андрей Тарковский получил в Венеции "Золотого льва" за "Иваново детство". Но было это более 40 лет назад... А последний по времени золотой трофей из Венеции привез Никита Михалков за фильм "Урга", но он к тому времени был уже признанным мастером, корифеем - под стать тем современным классикам, которых нынче победил Звягинцев.
Отдадим должное председателю жюри, знаменитому итальянскому кинорежиссеру Марио Моничелли, который настоял на своем решении (по слухам, за фильм Марко Белоккио "болел" сам премьер-министр Италии Сильвио Берлускони), поблагодарим друзей Московского фестиваля братьев Тавиани, которые произнесли при вручении награды прочувствованную речь в адрес российского дебютанта, но скромно заметим от себя, что плохой или даже средней картине неизвестного режиссера никто никогда ничего бы не дал. Значит, было за что...
Российским журналистам показали фильм в департаменте кино Министерства культуры за несколько дней до открытия фестиваля, и уже тогда мне было ясно, что картину мы везем в Венецию нерядовую. История про отца, вернувшегося после 12-летней отлучки домой и взявшегося в течение недели перевоспитать двух мягкотелых сыновей, сделать из них настоящих мужчин, снята до такой степени жестко, сильно, стильно, психологически емко, что я буквально вцепился руками в подлокотники кресел и уже не разжимал их до конца сеанса. Помимо внятного, крепко держащего сюжета, помимо психологического напряжения, в картине Звягинцева есть еще некий мистический, загадочный пласт. Ведь до конца фильма так и не ясно, откуда взялся в жизни детей отец (то ли сидел, то ли воевал в Афгане или Чечне?), кому он бесконечно звонит по ходу сюжета, что за таинственный ящичек выкапывает на заброшенном острове, почему он в финале исчезает - так же внезапно, как и появился...
Вдобавок история укладывается в семь дней (на ум сразу приходят семь дней творения), а безмятежный выезд отца и детей на природу оборачивается путешествием по разным географическим и климатическим зонам, по разным временам, где причудливо уживаются приметы советского коммунального быта и сегодняшняя реальность. Ясно, что режиссер снимал не бытовое, а притчевое кино, в котором трактуются вечные проблемы отцов и детей, нравственного выбора, жизни и смерти. В чем состоит смысловой итог фильма - можно спорить долго, картина открыта для разных, порой взаимоисключающих трактовок. Некоторые в Италии прочитали "Возвращение" как метафору политических процессов, происходящих в России. Вряд ли это так. Сам режиссер на пресс-конференции сказал, что знает, про что снял кино, но никому не скажет - во всяком случае в ближайшие годы. Тогда мне его реплика показалась манерной - захочется ли, подумалось мне, кому-нибудь возвращаться к фильму через несколько лет, не забудут ли его через несколько месяцев - как забывают десятки приходящих и уходящих, иногда даже очень талантливых, лент. Теперь, после победы в Венеции, фильм будут обсуждать и разгадывать очень долго, к "Возвращению" (простите за нехитрую игру слов) будут возвращаться вновь и вновь... Еще и в свете непонятной, необъяснимой гибели юного актера, сыгравшего старшего из братьев. Два месяца назад, после того, как фильм был закончен, он утонул в реке - в обстоятельствах, так напоминающих странные, мистические события фильма...
Будем и мы не раз возвращаться к итогам Венецианского фестиваля. Сенсационная победа первого фильма Звягинцева не должна заслонить и другие удачи нашего кино на этом престижнейшем форуме, да и не только на нем. Заметим, что "Последний поезд" Алексея Германа-младшего получил в Венеции специальное упоминание жюри дебютов, а значит, он, скорее всего, шел у них вторым номером после "Возвращения", а Мурад Ибрагимбеков за фильм "Нефть" был удостоен "Серебряного льва" в конкурсе короткометражек. Напомню, что на Московском фестивале фаворитами были дебютанты Борис Хлебников и Алексей Попогребский с фильмом "Коктебель", а сейчас в Сан-Себастьян со своими нашумевшими на "Кинотавре" "Старухами" едет Геннадий Сидоров - тоже дебютант. Что бы там ни говорили по поводу кризиса в современном российском кино, но в последние годы в нем крепнет молодая и достаточно мощная генерация режиссуры, которая несет в своем творчестве свежие темы и яркие образные решения. И значит, нынешняя победа в Венеции - отнюдь для нас не последняя...