- Надежда Васильевна, похоже, "Крепкий орешек" расколол вашу удачно складывающуюся карьеру...
- Расколол не расколол, но ударил по всей съемочной группе, включая режиссера-постановщика Теодора Вульфовича и моего партнера Виталия Соломина, довольно сильно. Это фильм об Отечественной войне, но снятый с неожиданной точки зрения. Ведь у нас почему-то считалось, что плен - это позор, несмываемое пятно не только на тебе самом, но и на всех твоих детях и правнуках. Установка была одна - умри, но не сдавайся! Кстати, в воинских частях и даже в Главном политуправлении армии "Крепкий орешек" был принят "на ура". Главные герои этой гротесково-эксцентрической комедии - командир и солдат - самым что ни на есть нелепым образом попадают в немецкий плен и, преодолевая невообразимые препятствия, пройдя сквозь огонь, воду и медные трубы, наконец попадают к своим.
Задумывался "Крепкий орешек", как видно и по финальным кадрам картины, как многосерийный фильм. Увы, сбыться нашим планам было не суждено. После окончания съемок "Крепкий орешек" попал в опалу из-за внезапного отъезда за рубеж автора сценария Ефима Севелы, бросившего нас за два месяца до сдачи картины. В общем, была организована, как в таких случаях тогда практиковалось, разгромная кампания, посыпались "гневные письма трудящихся", возмущенных тем, что мы якобы порочим честь и достоинство советского воина. Картина, чтобы хотя бы частично оправдать расходы, промелькнула лишь по окраинам. Вскоре все ее копии были изъяты из обращения. Ни у кого из нас сил на борьбу не было...
Ретро-премьера "Крепкого орешка" состоялась лишь спустя четверть века, в июне 1994 года, в Московском киноцентре. А теперь его довольно часто показывают по телевидению.
- Почему, на ваш взгляд, жанр эксцентрической комедии, у истоков которой стояли француз Макс Линдер и американец Чарли Чаплин, имеет не много приверженцев среди отечественных режиссеров?
- Надо быть большим оптимистом, чтобы в нашей стране работать в этом жанре. Получишь тысячу шишек и синяков, прежде чем картина дойдет до зрителя. Далеко не каждый режиссер отваживался на такой риск. Тех, кто связал свое творчество с эксцентрикой, действительно можно пересчитать по пальцам. В первую очередь это, конечно, Леонид Гайдай. Да еще несколько подобных картин снял Георгий Данелия - "Тридцать три", "Совсем пропащий". Пожалуй, и все.
- Сыграв первую роль в кино - Марусю Родникову в фильме Николая Лебедева "Навстречу жизни", - вы перешли из театрального училища на третий курс ВГИКа. А что было до этого? Из какой вы семьи?
- Из очень простой. Папа - железнодорожник, мама - домохозяйка. Еще в школе меня называли "артисткой". Правда, за проказы. Озоровала, чтобы зауважали сверстники. А то каждый кому не лень мог запросто дернуть за косичку или дать подзатыльник. На что еще претендовать человеку с таким, как у меня, небольшим ростом?
Школу окончила с золотой медалью. Прочитала объявление о приеме в школу-студию при Центральном детском театре в Москве. Для медалистов один экзамен - декламация стихов. Подготовилась. А приемную комиссию решила сразить соломенной панамой, точно такой, какая была у Людмилы Целиковской в "Сердцах четырех". "Ну, деточка, подойди-ка сюда, - обратился ко мне один из экзаменаторов. Я узнала в нем актера Воронова, игравшего в ЦДТ Фамусова. - Можешь нам что-нибудь прочитать?" - "Да, конечно, монолог Фамусова". Воронов рухнул под стол. Неужели, подумала про себя, я не так поставила ударение в слове "монолог"?!
Читала с большим воодушевлением и выражением, не скупясь на эмоции. Швырнула и топтала свою панамку. Из аудитории меня вывели под сочувственные взгляды абитуриентов. Так что известие о зачислении в театральную студию вызвало шок не только у моих родителей, но и у меня самой.
- Наверное, стоит вспомнить и тех, кто обучал вас актерскому мастерству?
- И в школе-студии, и во ВГИКе моими педагогами были замечательные Ольга Ивановна Пыжова и Борис Владимирович Бибиков. Они воспитали плеяду великолепных актеров: Нонну Мордюкову, Изольду Извицкую, Светлану Дружинину, Руфину Нифонтову, Вячеслава Тихонова, Леонида Куравлева... Ольга Ивановна относилась к нам по-матерински, как к своим детям. Помогала и словом и делом - деликатно, доброжелательно. Никаких ссор, разносов. Никогда не забуду, как в день рождения, совпавший с моим первым выходом на сцену, Борис Владимирович подарил книгу с надписью: "Надюша! Учись, трудись и не падай духом, если придется трудно". Этому напутствию своего дорогого учителя стараюсь следовать всю свою жизнь. Запомнились и слова Веры Петровны Марецкой во время съемок фильма "Легкая жизнь": "Надя! Распространяй о себе хорошие слухи! Источник - забудется. Смысл - останется". Правда, выполнять этот наказ сложно...
ВГИК окончила с отличием. Иван Александрович Пырьев, ставя "пятерку" в диплом, сказал: "Для этой актрисы мы специально напишем сценарий и снимем ее у нас на "Мосфильме".
- Вы имеете в виду кинокомедию "Неподдающиеся", в котором сыграли вместе с Юрием Беловым, вашим партнером и по будущей работе - "Королева бензоколонки"?
- Да, с легкой руки Пырьева я много снималась на "Мосфильме": "Вольный ветер", "Девчата", "Женитьба Бальзаминова"... Всего около сорока картин.
- Вообще вам везло на партнеров, допустим, "Женитьба Бальзаминова" - это Людмила Шагалова, Екатерина Савинова, Нонна Мордюкова, Лидия Смирнова, Инна Макарова, Георгий Вицин. Незабываемые "Девчата" - Светлана Дружинина, Люсьена Овчинникова... Любопытно, вы ссорились с Николаем Рыбниковым только по сценарию?
- Сначала явного удовольствия по поводу участия в "Девчатах" он не выражал. Мол, он, известный, увенчанный славой Рыбников, должен подыгрывать какой-то "пичуге"! Но вскоре вошел в азарт. Думаю, этот талантливый актер мог бы сделать в кино значительно больше, если бы режиссеры дали ему развернуться в полную силу. Видели бы они, как, скажем, еще студентом во ВГИКе он играл Петра Первого!.. Но время требовало иных героев, иных типажей. Нужен был рабочий парень, обаятельный, с гитарой. Так Николай Рыбников и прошел по экранам "парнем с Заречной улицы"...
- Когда-то, на протяжении более 20 лет, вы собирали со своим "Будильником" по воскресеньям у телеэкранов детвору. Работали над озвучанием зарубежных телесериалов "Рабыня Изаура", "Майк Хаммер", "Твин Пикс". Потом переехали в "Город женщин". А что Театр-студия киноактера, где вы играли с середины 50-х годов?
- Когда в театре начались разборки, возникли враждующие группировки, я ушла из него. Наблюдать подобные взаимоотношения тягостно. Мне всегда казалось, что мы, актеры, жили там одной семьей... В кино сейчас не снимаюсь. Может быть, когда-нибудь у нас наконец настанет время, когда зрителям надоест смотреть низкопробные фильмы, которые сегодня заполнили экраны?
- И роли, и личная встреча создают о вас впечатление как о светлом, жизнерадостном человеке. Похоже, вы не из тех, кто легко поддается унынию и всяким сумрачным настроениям...
- По натуре я оптимистка. Просыпаюсь утром, радуюсь вновь наступившему дню. Мне неважно, льет ли за окном дождь, бушует ли пурга или ярко сияет солнце. Просто открыть глаза и улыбнуться - это же счастье, не правда ли?