Эта выставка может на первый взгляд показаться «неправильной». Всё смешалось в ней: древность с современностью, классика с абстракцией, иконопись со стрит- и сайнс-артом... Странный мир! При этом полный жизни, насыщенный информацией. Она в официальных посланиях, частных письмах, приватных сообщениях. А ещё в шифровках, слухах, все более настойчивых «вылазках» искусственного интеллекта. Разумеется, присутствует и физически, в виде картин. Но также и в пространстве нашей фантазии, этаким сигналом из космоса.
На то она и «Весть». Именно об этом — о проблемах передачи, получения и достоверности информации в её художественной интерпретации — новаторская экспозиция, открытая на минувшей недели в Корпусе Бенуа Русского музея. Представлено около 300 произведений искусства — от живописи, графики, скульптуры разных эпох до цифровых экзерсисов нашего века. Всё — в сочетании обычно несочетаемого.
Ну что может быть, например, общего у полотна Айвазовского «Девятый вал» с чисто прикладным экспонатом из Музея связи? Там — волны, стихия, борьба за жизнь. Здесь — некий аппарат, тоже, впрочем, рождающий волны... Или как сопоставить репинских «Запорожцев, пишущих письмо турецкому султану» — с почтовыми ящиками в жилых домах советских людей? Или, в том же ряду, солдатское «Письмо с фронта» со знаменитой картины народного художника СССР Александра Лактионова...
— Общее у них — информация. Моряк на тонущем корабле подает сигнал бедствия. Свободолюбивые запорожцы предупреждают султана, что не шибко-то он им страшен со своим ультиматумом. А личное письмо солдата — символ добрых вестей для всех, кто ждет их в тревожное время, — объясняет Александр Боровский, главный эксперт по творческим стратегиям музея, завотделом новейших течений и автор идеи этой выставки.
Идея напрашивалась. Не могла не родиться в наш век гаджетов. Ведь информация не только вокруг — она и в нас самих. И всегда была, пусть не в таких масштабах. В самых разнообразных формах, от письмен-шифров до слухов-сплетен. Все это давно — основа произведений искусства.
Вспомним: художник Орест Кипренский, ХIХ век, картина «Читатели газеты в Неаполе». Чисто жанровая на первый взгляд. Ну, газета. Ну, увлеченно читают её, стоя кучкой, молодые люди. А если вглядеться, вникнуть — злободневный контекст! Не так ли и мы сегодня жадно погружаемся в интернет-новости: что, где, когда происходит или должно вот-вот произойти.
Идем дальше — в тот мир, где уже есть радио. И где живописец, график, дизайнер, театральный художник, гениальный зачинатель конструктивизма Владимир Татлин в верхнем движущемся цилиндре своей легендарной башни «Памятник III Интернационалу» мечтал расположить «Радио Коминтерна». Не сложилось. Позже его младший коллега Юрий Аввакумов (автор термина «бумажная архитектура») со товарищи художественно откликнулся на замысел Татлина — «Красной вышкой» (из серии «Временные выставки»).
Своя «вышка» нынче и в Корпусе Бенуа. Она же — громадный смартфон. По «скрученности» сильно напоминающий ту самую Башню Татлина. А может, Вавилонскую — кому как удобней. В остальном все как положено: мигающие иконки, камеры, характерные зуммеры...
Не забыта и поэтика прежних коммуникаций. Ушедшие в прошлое телефонистки и телеграфистки с их многочисленными переключателями. Почти исчезли, в больших наших городах уж точно, письмоносцы, они же почтальоны. А с ними вот-вот пропадут и почтовые ящики. Канули в лету стенгазеты. Уходят — увы, увы! — и собственно газеты. Те, что так привычно нам было, устроившись поудобнее, развернуть (начиная обычно с последних страниц, там культура, спорт) и вчитываться, осмысляя...
Миллионные бумажные тиражи, только успевай печатать... Теперь вместо всего этого — гаджеты. Пальцами по клавишам туда-сюда, быстро, кратко, без абзацев, знаков препинания, главное — донести информацию...
Не забыта организаторами и дезинформация — темная сторона коммуникаций. Тема тоже вечная и всегда интригующая: если есть о чем посудачить, значит найдется и где приврать. Винтажные статуэтки из серии «Сплетницы» Льва Сморгона тут как тут, рядом с сатирическим рисунком Юлия Ганфа и инсталляцией «Злые языки» Ивана Симонова.
В соседнем крыле выставочного пространства — цифра. То, без чего уже сегодня представить нашу жизнь невозможно. А еще больше того, что будет завтра: выставка явно задумана в расчете на все поколения, в том числе молодое.
— В истории музейного дела не было столь крупной, всеобъемлющей по тематике и экспонатам выставки, как нынешняя, — сказала, открывая экспозицию, директор Государственного Русского музея Алла Манилова. — Как не звучала столь определенно сама тема информации в искусстве. «Весть» — очень древнее слово. И очень современное. Весьма метафоричное. Объединяющее все понятия, связанные с передачей информации обществу в целом и конкретным людям в частности. Характеризующее сегодняшний мир с его информационной насыщенностью. И — с его творцами новой живописи, скульптуры, графики.