ВДНХ красиво отмечает 85-летие
Торжественное открытие главной выставки СССР состоялось 1 августа 1939 года. Тогда она называлась Всесоюзной сельскохозяйственной (ВСХВ) и использовалась по прямому назначению: неслучайно именно здесь познакомились свинарка Глаша и пастух Мусаиб из знаменитого киномюзикла Ивана Пырьева. Разменявшая девятый десяток, побывшая одно время Всероссийским выставочным центром (тогда от советских икон старались держаться подальше, как черт от ладана), но в 2014-м вновь ставшая ВДНХ, Выставкой достижений народного хозяйства, — она, как и прежде, зеркало эпох.
Из динамиков на аллее, ведущей от метро, доносятся хиты эстрады 1970-х. Дети, как и прежде, жуют на ходу лакомства, только теперь все чаще не мороженое, а модные макарони. В небеса, как и всегда, взмывают атланты «Рабочий и колхозница» авангардистки Веры Мухиной. ВДНХ с ее просторами, храмовой архитектурой и танцующими прямо в фонтане ослепительно золотыми нимфами для меня всегда была территорией непостижимого, мешающей имперский размах с бытовой мелочовкой.
Идешь, например, и видишь грандиозный, как храм Артемиды Эфесской, белокаменный портик «Армении». Заходишь, а там «шашлычок-под-коньячок-вкусно-очень». Только что рассматривала ракеты, бороздящие просторы Вселенной, летающую пониже авиацию, зашла за угол — и вот тебе избушка «Свиноводство» с самыми натуральными свиньями. И не какими-нибудь беспородными хрюшками, а элитными, жирными, плодовитыми.
Все как в былые времена. Гордость отрасли — свиноматка украинской степной белой породы Аскания, чья прародительница в 1940-х стала здесь рекордсменкой. Она весила 360 кг и рожала по 14 поросят за раз. Но налицо и перемены: колоритный и не слишком ароматный хлев превратился в чистенький «Дом ремесел» с детским коворкингом, сыроварней, рукоделием и кинолекторием.
Главная выставка страны обязана быть в тренде, а потому сегодня там постарались собрать все самое технологичное, ультрасовременное и амбициозное. Взять хотя бы самое высокое в Европе колесо обозрения «Солнце Москвы», поднимающее желающих за какие-то 2-3 тысячи рублей на высоту 140 метров. Вид на пике и впрямь головокружительный. А пока вы тащитесь над типовыми блочными высотками (подъем занимает 18 минут), можно рассматривать отполированные шестеренки и ощущать себя внутри футуристического города — прямо как в фильме Фрица Ланга «Метрополис».
Еще одна новинка ВДНХ — распиаренный по случаю юбилея «Дом полимеров», организованный компанией «СИБУР» и просвещающий народ по части нефтегазохимии и производства пластиковой утвари. В советское время это был павильон № 12, по иронии судьбы посвященный проблематике улучшений условий труда и санаторно-курортной системе.
Уже в год открытия парадная сталинская ВСХВ казалась восьмым чудом света. Но знакомый нам облик выставка обрела в годы оттепели и первых полетов в космос. Никита Хрущев не видел смысла в возведении дорогостоящего ампира. Огромную фигуру экс-вождя, стоявшую на центральной площади, отправили на реконструкцию, с которой она так и не вернулась, а рядом с колоннадами сталинской эпохи появились новые аскетичные формы. Демонстрация достижений сельского хозяйства респуб-лик сменилась гимном науке. Так, павильон «Поволжье» стал «Радиоэлектроникой» — его покрыли алюминиевыми листами и стилизовали под коробку огромного радиоприемника. Сердцем обновленной экспозиции стал павильон атомной энергии, в котором посетители могли наблюдать работу настоящего ядерного реактора, вглядываться в голубоватое свечение мирного атома.
В 1990-е и в начале 2000-х ВДНХ обветшала, обросла фальшивыми фасадами и шашлычными. Сизый дым от мангалов, будто при лесном пожаре, накрывал огромное пространство. Лишенная финансирования ВДНХ преобразовалась в Открытое акционерное общество «ГАО ВВЦ», которое сдавало павильоны в аренду, где править бал стали не экспонаты, а ширпотреб и торговцы им. Конечно же, воровали. Из павильона «Космос» украли макеты первых советских спутников, а самолет-музей Ту-154 распилили на металл, несмотря на бурные протесты общественности и прессы. Пересохшие фонтаны покрывались грязью.
Масштабная реконструкция началась еще при Юрии Лужкове. Самострой снесли, базар выставили вон, фонтаны наполнили водой. В 2019-м построили Центр океанографии и морской биологии «Москвариум», снова открыли «Космос», а в павильоне атомной энергии появился флагманский Дворец госуслуг.
Современная ВДНХ позицио-нируется как крупнейшее музейное пространство столицы. Музеев тут аж 25, среди них Музей славянской письменности «Слово» (павильон «Земледелие»), исторический парк «Россия — моя история» (павильон № 57), Музей кино (павильон № 36, бывший «Переработка продукции сельского хозяйства»), Музей Востока (павильон № 13, бывший «Здравоохранение»), Музей Гаража особого назначения ФСО России (павильоны № 53-54), Музей транспорта Москвы (павильон № 26, бывший «Транспорт СССР»), Музей городского хозяйства Москвы (павильон № 5, бывший «Физика»), центр современных биотехнологий «Музей «Биотех» (павильон № 30, бывший «Микробиологическая промышленность») и даже Музей лошади (павильон № 42).
Впрочем, узнавать истории лучше всего из первых уст — к юбилею в легендарном павильоне «Рабочий и колхозница» открыли экспозицию «Город мечты» с нарезкой из художественных фильмов и коллекцией редких архивных кадров, сделанных на территории ВДНХ в разные годы.
Разумеется, в наши не равнодушные ко всякого рода визуальным эффектам времена праздник такого масштаба не обошелся без арт-объектов и фотозон, где можно устроить зрелищную сессию для святая святых — соцсетей. Перед аркой Главного входа установлены стилизованные золотые цифр «8» и «5». Возле павильона «Рабочий и колхозница» расположилась инсталляция «Лето в Москве. Сады и цветы», выполненная в экостиле.
А вот и главный юбилейный сюрприз: здесь открыли одну из самых высоких в парках развлечений мира канатных дорог — кабинки поднимаются на 32 метра. Канатка над парком «Орион» протянулась от главного входа до павильона Республики Беларусь, она выдержана в ретрофутуристическом стиле, прообразом кабинок стали космические аппараты из книг Кира Булычева. Длительность поездки составляет 6 минут. За такое удовольствие придется выложить 450 рублей в будни и 550 рублей в выходные и праздники. Ну так ведь не каждый же день мы летаем...
P.S. Если в нашем светлом будущем не все оказалось так светло, как предполагали советские фантасты, то оценим хотя бы заботу тружеников ВДНХ, создавших на территории почти 250 гектаров (а если считать и парк «Останкино» с Академическим ботаническим садом, удачно сблокированные с ВДНХ, то гектаров будет уже 700) настоящий остров радости для миллионов людей. Нет, правда — в год здесь их бывает свыше 30 млн. Население хорошей европейской страны.