РАНХиГС: подозрительность россиян возросла

В современных реалиях побеждает индивидуализм, констатирует психолог

По данным специалистов Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, соотечественники стали меньше доверять друг другу. 30% опрошенных заметили, что тех кому можно довериться стало меньше. Только 6% считают иначе. 

На 12,6% меньше, чем в предыдущих исследованиях россияне верят родственникам, на 18,2% меньше — друзьям и на 25% — коллегам.

Как утверждают социологи, надежды на людей больше свойственны молодёжи и среднему возрасту. После 55 лет человек перестаёт ждать чудес от окружающих и включает скепсис. При этом в возрасте от 45 до 54 лет подобных настроений вдвое меньше.

Показатель недоверия в США довольно высок, но Россия умудрилась обогнать американцев: там окружающим верят 35% респондентов, а у нас – 32-34%. Это не должно настораживать, считает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. По данным проекта по международному исследованию ценностей, в России межличностное доверие на высоком уровне. Примерно те же цифры даёт и наш Финансовый университет, отметил Зубец.

«Мы не видим никаких признаков, что уровень социального доверия к своему окружению в нашей стране падает. Но, с другой стороны, нам далеко до таких лидеров по межличностному доверию как Китай и Швеция. Там своему окружению доверяет более 60 процентов населения», - цитирует эксперта «Российская Газета».

Победа индивидуализма

«Цифры отражают победу идеологии потребительства и достижизма. Мы уже расстались с идеями коллективных ценностей и встали на путь индивидуальных успехов, которых можно достичь, расталкивая других локтями - сказал порталу TRUD.RU психолог Илья Шабшин. – Мы относимся к ближним как к конкурентам, дело тут в изменившемся социально-экономической климате».

Снижение доверия к родственникам может демонстрировать кризис супружеских отношений, института брака в целом. «Мы больше не нужны друг другу для выживания. Мотивы, которые веками удерживали людей в браке, больше не работают. Как полагает большинство сексологов: теперь мы вместе пока нам хорошо и комфортно», - сказал специалист. Статистика разводов очень показательна. В нашей стране из 100 браков распадаются 63, а в Германии - 38 из 100, рассказывал в июле глава Счётной палаты Алексей Кудрин. По данным Росстата, в прошлом году на 917 тысяч браков в России пришлось 584 тысячи разводов. Главными причинами краха брачных уз респонденты называли бедность и безработицу (46%), а также измены (22%). 

Нет почвы для роста доверия между старшими и младшими поколениями в одной семье, продолжает Шабшин. Молодые родственники всё реже сидят с пожилыми близкими: такова ещё одна примета времени. Немудрено, что после 55 лет максимально снижаются надежды отыскать тех, кому готов доверять. На это накладываются размышления о здоровье и выходе на пенсию. Вообще, ближе к сорока годам человеку становится сложнее по многим параметрам. Например, тяжело найти работу: кадровики открыто говорят соискателям, что те не подходят по возрасту. Одного этого достаточно для тревоги. Тот, кто остался на трудовой вахте, в горизонте от 45 до 54 лет позволяет себе радость пожинать карьерные и иные плоды прошлых лет. Молодые люди настроены бодрее и оптимистичнее: у них достаточно ресурсов, они верят в успех и достижение целей, говорит эксперт. 

Психолог не советует переживать из-за снижения доверия друг к другу: это как тревожиться из-за дождя или снега. «Не ждите, что близкий и надёжный круг общения сложится без ваших усилий. Создавайте его сами. Знакомьтесь, общайтесь, узнавайте и оценивайте людей в разнообразных ситуациях. Избегайте крайностей – как излишней наивности, так и глубокого недоверия к окружающим», - рекомендует эксперт.

Казалось бы, развитие интернета (и в частности – соцсетей, сайтов знакомств) должно сблизить нас и поднять взаимное доверие. Но это не так: взаимодействие в Сети довольно специфическое, говорит Шабшин. По переписке мы достраиваем в голове образ собеседника, идеализируя либо демонизируя его. Личная встреча расставляет всё по местам, и отнюдь не всегда её итог даёт нам основания для взаимного доверия или хотя бы интереса.