Незаконную мансарду на здании, где родился Пастернак, сносят. А как быть с восстановлением историко-литературной справедливости ?
Как странно порой распоряжается жизнь. Этот ничем вроде бы не примечательный московский трехэтажный дом в Оружейном переулке если и заметишь с Тверской, то только благодаря внушительных размеров вывеске пивного ресторана, названного в честь Штирлица. О том, что в нем 10 февраля 1890 года родился большой русский поэт, лауреат Нобелевской премии Борис Леонидович Пастернак, известно, пожалуй, лишь литературоведам да верным почитателям творчества поэта. Если мемориальная доска на здании и существует, то висит она в каком-то секретном месте. Во всяком случае мне ее с ходу обнаружить не удалось.
Венчает здание нелепая, уродливая мансарда. Но вот радость: дни надстройки сочтены. Сооружена сия нелепица была еще в 2002 году арендаторами, которые вполне отдавали себе отчет в том, что действуют незаконно. Здание, большая часть которого возведена еще в начале XIX века, являет собой характерный пример городской застройки середины позапрошлого столетия, является объектом культурного наследия регионального значения, и никаких разрешений на проведение каких бы то ни было работ у этих господ не было и быть не могло. Но если нельзя, но очень хочется... Короче, дельцам удалось замаскировать самострой под ремонт крыши.
Всяческими неправдами они добились того, что суд признал за ними право собственности на вновь созданные помещения. Им было за что бороться: сдать в аренду 300 кв. м с видом на Триумфальную площадь дорогого стоит. Подвиги по «ремонту крыши» — на счету ООО «Торг» и ООО «Консул».
Выявили незаконную пристройку только в 2007 году. Судебные страсти бушевали несколько лет. Городские власти требовали незаконную постройку снести, аннулировав и право собственности на нее. Фемида прозрела лишь к началу нынешнего года: Арбитражный суд Москвы принял соответствующее решение. Но лишенные выгодной собственности владельцы не торопились его исполнять, и принудить их к этому, несмотря на наличие судебного вердикта, не удалось. Так что все работы по демонтажу надстройки, разработке проектно-сметной документации (объект-то охранный, к нему особый подход нужен) и восстановлению исторической кровли Мосгорнаследию сначала придется оплатить из бюджета города. И только потом, опять-таки в судебном порядке, взыскать с ответчиков затраченные средства — более 5 млн рублей.
Начало сноса незаконной мансарды на скромном домике приурочили к событию куда более масштабному: 7 августа вступили в силу изменения в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающие существенное увеличение штрафов за причинение вреда памятникам архитектуры. К ответственности теперь можно привлечь и заказчиков, и исполнителей, в том числе за неисполнение предписаний о приостановке незаконных работ. Отныне за ущерб памятнику такого же статуса, как дом Пастернака, штраф может достигнуть 20 млн рублей, а за ущерб объектам, включенным в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО, — до 60 млн. По уверению Сергея МИРЗОЯНА, заместителя руководителя департамента культурного наследия Москвы, это очень крупные штрафы даже по европейским меркам. В России же они в 12 раз превышают штрафы за иные противоправные деяния, ответственность за которые установлена КоАП.
По словам чиновника, уже есть прецедент, когда недобросовестные владельцы за свой счет готовы разобрать незаконную пристройку на объекте культурного наследия. Правда, совесть проснулась после долгих увещеваний, но на общем фоне это все равно приятное исключение. На данный момент на руках у Мосгорнаследия объектов, аналогичных дому Пастернака, более десятка, и проблесков сознательности у самостройщиков пока не наблюдается. Однако у автора этих строк радость от сегодняшней победы борцов за сохранение культурного наследия державы развеялась при попытке спросить Сергея Мирзояна собственно о квартире Пастернаков. Ответ его был таков: «Объект культурного наследия принимается под охрану либо в связи с историческими событиями, либо в связи с его высокой архитектурной ценностью, но далее он охраняется благодаря именно своей архитектурной ценности. Охранять рождение Пастернака не нужно, а облик памятников — необходимо. Поэтому для нас важно восстановление исторического облика здания в соответствии с предметом его охраны».
Архитектурную ценность этого дома пусть оценивают профессионалы, уникальным его действительно не назовешь. А вот его литературно-историческая ценность неизмеримо выше. И тут можно только вздыхать, вспоминая о том, как в Англиях-Франциях-Италиях любая деревушка открывает музей своему герою в доме, где он появился на свет, сберегая все вплоть до детских рисунков и школьных дневников. Знаю примеры, когда такой чести был удостоен писатель, сочинивший всего один (правда, ставший бестселлером) роман. И дама-композитор, написавшая одну-единственную рапсодию, которую, однако, исполняют известнейшие симфонические оркестры. А здесь поэт поистине национального масштаба, нобелевский лауреат! И заметим: серьезным перестройкам дом не подвергался, а потому восстановить в нем мемориальный уголок Пастернака было бы вполне реально. Но, видимо, в Мосгорнаследии, добившись сноса злополучной мансарды, решили на этом остановиться. А жаль.
Над домом Пастернака висят клубы пыли: мансарду разбирают споро. К ноябрю здание вернет себе исторический облик. Архитектурная справедливость восторжествует. А с литературной как быть?
Дмитрий Быков, писатель
— Не думаю, что Москве нужен еще один музей Пастернака. Дух дышит где хочет, и память поэта надо сохранять, издавая его произведения, выполняя его заветы, то есть останавливая всякого рода ложь, тиранию. Уж если делать такой уголок, то, наверное, в бывшем училище живописи, ваяния и зодчества, где он жил, где преподавал его отец. Идеален музей Маяковского на Лубянке, где действительно воссоздана атмосфера русского авангарда. А у Пастернака экспозиция, соответствующая его духу, уже есть в доме-музее в Переделкино, куда каждый, кто хочет, может приехать.