Олег Смилян: «Гидроциклы действуют как алкоголь»

В прошлом году вода унесла жизни 6,8 тысячи россиян

Об особенностях пляжного отдыха соотечественников «Труду» рассказал сотрудник столичной поисково-спасательной станции, 11 лет проработавший на Москве-реке, Олег Смилян.

— Гибель на воде занимает в России третье место в статистике происшествий, уступая лишь ДТП и пожарам. С чем это связано?

— В 90 процентах случаев тонут по причине алкогольного опьянения, а также неумелого использования катеров и гидроциклов. В Москве оборудованных пляжей не так уж много, в этом году для купания подготовлены лишь восемь зон отдыха.

Но то ли из-за нехватки пляжей, то ли по собственной халатности люди заходят в воду там, где стоят знаки «Купаться запрещено!». И именно возле этих знаков чаще всего гибнут. Нашего купальщика не останавливают ни запретительные знаки, ни алкогольное опьянение. Люди вообще, похоже, не знакомы с городскими правилами по охране жизни людей на воде («Об утверждении правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в городе Москве и правил охраны жизни людей на водных объектах города Москвы» от 5 августа 2008 года. — «Труд»).

— Год от года число утопленников растет или уменьшается?

— Уменьшается, все-таки что-то меняется. Да и мы стараемся проводить профилактические работы с отдыхающими, призываем их к осторожности. Но большинство все-таки тонут либо ночью, либо рано утром — в это время, конечно, никто вам не напомнит о рисках распития спиртных напитков у воды. Вот недавно в десятом часу вечера мужика одного вытащили. Он отмечал на берегу рождение ребенка. Пошел к воде умываться, но зачем-то зашел в воду по самую шею. Начал тонуть. Вытащили. А он, естественно, пьян и не понимает, что происходит. Или вот я как-то вышел на патрулирование — вижу, девушка еле плывет. Пришлось доставать за волосы. Выяснилось: 14 лет, всю ночь гуляла и пила. Ей повезло, что я оказался поблизости.

— Ты работаешь в зоне, где купаться запрещено. Сколько человек там ежедневно не замечают запретов?

— Да, на моей территории купаться строго запрещено. Везде стоят знаки, при этом купаются ежедневно сотни людей. Оборудованный пляж — это не только песок и вода, там должны дежурить полиция и «скорая», а зона купания должна быть огорожена буйками. Буйки стоят не просто так — люди, заплывающие за буйки, рискуют быть перееханными гидроциклами, катерами и любителями водных лыж. Кроме того, на неподготовленных пляжах есть проблемы взаимодействия со «скорой» и полицией. Иногда ждем их часами.

— Наверное, самое неприятное, когда рискуют утонуть дети…

— Такие случаи трудно забыть. Мы проводим профилактическую работу, напоминаем родителям о необходимости следить за ребенком, когда он у воды. Но в последнее время часто сталкиваешься с безразличием взрослых. На днях был случай: спасатель вытащил ребенка из воды, спас его. Вернул мамаше, провел с ней профилактическую беседу. Она ответила: «Ничего страшного, у меня второй есть». У меня похожий случай был в начале 2000-х. Тогда пятилетний ребенок погиб, захлебнувшись прямо на мелководье. Приехали «скорая», милиция, а родителям все безразлично, так и продолжали пить и доедать курицу гриль. Больше всего поражает, что они не были похожи на наркоманов или на спившихся — с виду обычные люди.

— В других странах к запретам на купание прислушиваются?

— К примеру, в Израиле у спасателей есть четкий график работы, примерно с 8.00 и до 17.00, после чего они уходят по домам. И человек, который идет купаться после 17 часов, знает, что он сам несет ответственность за свою жизнь, потому что спасать его некому. В случае если погодные условия не позволяют купаться (высокий бал волнения моря, штормовые условия и т. д.), выставляют черные флаги, сигнализирующие об опасности. У нас такого нет. В Москве спасатели дежурят сутками, при этом в ночное время у отдельных спасательных формирований ночные водолазные погружения запрещены.

— Что осложняет работу спасателей? Может, не хватает людей или оборудования?

— Людей, конечно, не хватает, у нас в смене дежурят 3–4 человека. Мы отвечаем за акваторию свыше 4 километров. На усилениях, в основном в жаркие или праздничные дни, перерабатываем, в год получается лишних больше 120 часов. Их в основном не оплачивают, предлагают брать отгулы, которые не нужны.

Но никто и ничто не осложняет так работу, как непонимание тех, кого спасаем, — людей. Народ пренебрегает простейшими правилами безопасности. Интересно, что многие терпящие бедствие на воде сопротивляются спасению.

Мешает работать и правило, по которому тонущего человека мы должны сначала сфотографировать и только после — спасать. Такая бюрократия.

— Аварии на воде часто происходят?

— Такие аварии, как было с катером «Ласточка» 31 июля, в позапрошлое воскресенье, — редкость. На моей памяти это первый случай. Зато регулярно происходят аварии с гидроциклами и водными лыжами. Опять же недавно на нашей территории произошел несчастный случай с участием гидроцикла. Человек на гидроцикле был без спасательного жилета. Он утонул.

Дело в том, что на Москве-реке интенсивное движение частных катеров, катающих лыжников. Они могут не заметить купальщика. Капитан, может, и увидит купающегося человека на судовом ходу, но лыжник… Он балдеет, ему не до этого. Запросто может переехать. Получив травму головы в воде, люди могут потерять сознание и пойти ко дну. В 90 процентах это смертельные случаи. Даже если удается поднять со дна человека, пробывшего под водой более пяти минут в летнее время, фактически наступает биологическая смерть, которую может констатировать только врач «скорой помощи».

— Правила перевозки пассажиров на катерах часто нарушают?

— Спасатели на воде этим не занимаются, за катерами следит ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам МЧС. — «Труд»). Но очень многие на катерах ездят без прав. Еще добавлю: если вы сели на катер, необходимо сразу надевать спасательный жилет. Дело в том, что катера не имеют водозащитных перегородок, вода заливает их за секунды, и в случае чего вы просто не успеете надеть жилет. И ни в коем случае нельзя превышать на любых судах разрешенное число пассажиров, как это было с «Булгарией» и «Ласточкой». Простой пример из 1912 года. Почему на «Титанике» было так много жертв? Не хватило спасательных средств.

— Встречаются те, кого спасаете регулярно?

— Постоянные клиенты? Да, это рыбаки. Первый лед встает, а они уже рыбу ловят.

— Люди благодарят за спасение?

— Редко. Могу припомнить только один случай. Да и не нужно этого. По большей части спасенные пребывают в неадекватном состоянии.

Цифры